Родительская раздражительность. Я мать или мачеха? Почему меня бесит мой собственный ребенок

Можно ли раздражаться на ребенка?

Тема раздражения по отношению к детям волнует тех родителей, которые любят своих детей и не хотят к ним испытывать негативных чувств, но подобные чувства, тем не менее, появляются и собственный ребенок начинает раздражать.

Для таких родителей, факт того, что их раздражает собственный ребенок, является одним из самых болезненных. Одна часть в человеке говорит, что с ребенком все в порядке, он просто маленький, а вторая часть личности родителя взрывается яростью, гневом, агрессией.

Одновременно с этим родитель испытывает чувство вины . Как же так, как можно так злиться и раздражаться на собственного ребенка, на это беззащитное существо? Родитель начинает себя ругать последними словами. «Если я так чувствую и поступаю, значит, я не люблю его?» Ненависть к себе, возмущение и негодование за подобные чувства растет.

Проблема раздражения и агрессии по отношению к детям касается многих родителей. По своему родительскому опыту, а так же по опыту общения с другими родителями я знаю, что эти чувства возникают почти у всех.

Многие пытаются разобраться, ? Большинству родителей трудно переживать свои негативные чувства в отношении ребенка. Многие даже не решаются в этом признаться.

Негативные чувства к ребенку, родительская агрессия возникает так же, как илюбое другое человеческое чувство. То, что у родителя возникает раздражение, злость, а иногда даже ярость по отношению к ребенку, не означает отсутствия любви. Часто все эти чувства присутствуют одновременно.

Раздражение (фрустрация) возн икает, когда что-то идет не так, как ожидалось, не складывается.

«Фрустра́ция - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям».

Раздражение (фрустрация) это базовая примитивная эмоция , существующая у всех млекопитающих. Эта эмоция не задействует кору больших полушарий, поэтому мы часто не можем объяснить причину нашего раздражения. Мы просто раздражены.

Раздражение рождается в лимбической системе, функции которой сформировались на начальном этапе эволюции животного мира. Раздражение несет с собой огромный заряд энергии — агрессии, которой необходимо куда-то выйти.

Эта энергия агрессии предназначена для того, чтобы изменить раздражающую и не удовлетворяющую нас ситуацию, получить то, чего не хватает, удовлетворить потребность, которая не удовлетворена. Если изменить ситуацию и получить желаемое удается, энергия уходит в сторону изменений. Если изменить ситуацию не удается, энергия агрессии раздражения растет.

В жизни мы часто оказываемся бессильны изменить существующую реальность. В момент осознания невозможности изменений бывает особенно тяжело признаться в своей беспомощности.

Если по поводу своей беспомощности человек сначала злится, потом горюет, скорбит, то ему удается адаптироваться к сложившейся ситуации.

Если человек, столкнувшийся с невозможностью изменений, не сможет осознать свою беспомощность и погоревать о ней, перейти к адаптации будет невозможно.

Так как чувствовать свою уязвимость и беспомощность больно и «не правильно» по некоторым представлениям – человек отключает свои чувства. Но одно чувство беспомощности отключить невозможно, при исключении одного чувства, онемевают и все остальные.

Тогда человек становится не способен плакать, испытывать чувство уязвимости, а агрессия увеличивается многократно. Последнее, что останавливает ее внешние проявления в виде агрессивных действий, это смешанные чувства.

Чувства, сильно отличающиеся по своему диапазону, например, и ненависть и любовь одновременно, и злость и бережность одновременно. Когда, например, хочется, с одной стороны, разбить что-то ценное, с другой – не хочется потом убирать обломки и покупать новое. Порой одновременно хочется и заорать на ребенка, и защитить его от своих пугающих проявлений.

Чем сильнее чувства, тем тяжелее переживать их смешение. Маленькие дети не умеют выдерживать противоречивые чувства. Но и взрослым тяжело это делать. Ребенок, которого в детстве не учат проживать смешанные чувства, признавать свою беспомощность и уязвимость, вырастая, тоже этого делать не может.

Почему детей не учат проживать противоречивые чувства и оплакивать свою беспомощность? Потому что в момент проживания смешанных чувств ребенок часто сердится и плачет. А в нашей культуре принято запрещать сердиться и плакать.

Ребенку не разрешают испытывать горе по поводу невозможности осуществления его желаний, его отвлекают, веселят или ругают, прививают чувство вины за слезы и злость.

Жизнь часто делает нам неприятные сюрпризы, и мы часто бываем раздражены. А дети – это особенный источник таких «сюрпризов». Поэтому ситуации, когда , могут возникать достаточно часто.

Каждый раз, когда что-то идет не так, когда ребенок не соответствует ожиданиям, возникает раздражение и вслед за ним – агрессия. Если энергия агрессии не перешла в изменения или в скорбь по поводу их невозможности, если защищаясь от чувства уязвимости, человек заморозил свои чувства, и навык осознавания смешанных чувств не удержал агрессию, то она выходит наружу.

Некоторые люди считают, что раздражаться на детей не допустимо, относитесь ли вы к ним? Например, говорить о раздражении на собственных родителей или об агрессии по отношению к мужу не так сложно. Говорить об агрессии к ребенку – тяжело.

Он же самый любимый, самый лучший, малыш! Я его обожаю. Ребенок – это святое. И вдруг в душе возникают чувства, которых там быть «не должно». Человек не может понять, почему раздражает собственный ребенок , испытывает чувство вины, сначала пытается игнорировать подобные чувства, потом сдерживать, потом отвлекаться.

Хорошо, если у него получается. А если не получается, он не может справиться с подступающим раздражением на собственного ребенка и взрывается, начинает кричать, бить ребенка. Потом испытывает стыд или во всем винит ребенка, пытается ему объяснить, что это он сам виноват, и так делать больше не надо, чтобы не злить маму (папу).

Когда в следующий раз ребенок не слушается снова, человек чувствует справедливое негодование на непонятливость ребенка, «сколько раз тебе можно повторять?», и все начинается сначала.

Каждый раз человек верит, что этого больше не повторится, дает себе обещание начать все заново, лучше объяснять ребенку, как правильно себя вести. Причину того, почему раздражает собственный ребенок , такой взрослый видит в ребенке.

Он сдерживается, отвлекается, пробует ругать себя последними словами до такой степени, чтобы было уже не повадно повторять свое поведение, крик или битье.

Если мать (отец) бьет ребенка, значит, родителям не удается самостоятельно справиться со своими эмоциями.

Убеждение в недопустимости агрессивных чувств к ребенку побуждает взрослого не оставлять попыток их игнорировать и подавлять. Такие способы избавления от раздражения на собственного ребенка не всегда работают. Теоретические познания в психологии и теории возникновения агрессивных чувств чаще всего не дают практического результата.

Родители, которые действительно беспокоятся о своих детях, часто достаточно хорошо изучают эту тему, читают книги и соответствующие статьи. К сожалению, эти знания тоже не всегда помогают им преодолеть свои реакции и собственный ребенок всё равно раздражает их..

Раздражение и агрессия в отношении ребенка может возникнуть у любого человека. Вопрос в том, что потом взрослый делает с этими чувствами, как на его поведении и действиях сказывается его раздражение, злость?

Агрессивные чувства в отношении ребенка становятся проблемой тогда, когда в результате их возникновения родители начинают применять физическое и психологическое насилие . Правда, родительская агрессия в насилие переходит не всегда.

Если вы не хотите кричать и бить ребенка, если не хотите раздражаться на него, если вы считаете, что детей нельзя бить, но у вас не получается остановиться, на вас «что-то находит», вы испытываете чувство вины , а ваш ребенок – старше 2-х лет, то самому преодолеть свои реакции может оказаться практически невозможно.

Если родители хотят решить проблему со своими негативными эмоциями и действиями в отношении ребенка, им важно принять тот факт, что самостоятельно справиться они пока не могут.

Признать, что им нужна помощь для того, чтобы справиться, не ждать, а обратиться за консультацией к психологу. Случается, что уже через несколько встреч человек может изменить свои действия в ситуациях, когда раздражает собственный ребенок , и остановить свои срывы на ребенка.

Большинству знакомо понятие «физическое насилие», оно подразумевает вполне конкретные вещи, а вот смысл понятия «психологическое насилие» очевиден не многим.

«Психологическое насилие , также эмоциональное или моральное насилие - это форма насилия, которая может приводить к психологической травме, в том числе тревожности, депрессии и посттравматическ ому стрессовому расстройству».

Психологическое насилие – это оскорбления, унижение достоинства, крик, угрозы, шантаж, игнорирование, клевета, все виды ограничения свободы, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту, изоляция, систематическая необоснованная критика, демонстративное негативное отношение, частые конфликты в семье, непредсказуемое поведение родителей.

Физическое и психологическое насилие по отношению к ребенку тормозит его развитие. Оно вредит формированию и обогащению интеллекта, способности адаптироваться к разным обстоятельствам и ситуациям, познавательным процессам.

В результате насилия, ребенок становится легко ранимым, снижается его самооценка. Снижается способность к социализации, он становится конфликтным и, скорее всего, может быть отвергаем ровесниками.

Есть некоторые ситуации и состояния, когда перейти от агрессии к насилию достаточно легко. Как правило, если взрослый находится в состоянии общего физического и психического истощения, сложнее удержаться от агрессивных проявлений, когда раздражает собственный ребенок.

Причины такого истощения могут быть разными: усталость , тяжелое финансовое положение, хронический стресс, долгая болезнь ребенка или самого взрослого, период адаптации ребенка в приемной семье.

В подобные периоды взрослый нередко применяет насилие в отношении ребенка, импульсивно копируя поведение собственных родителей. Это случается даже тогда, когда он не доволен поведением своих родителей и не хочет быть на них похожим.

Применение насилия свойственно взрослому, когда он находится в тревожном состоянии, очень мнителен, боится, что с ребенком что-то случится, очень хочет уберечь ребенка от любых неприятных происшествий, страданий, не может переносить детский плач.

Также применение насилия происходит, когда взрослый испытывает сильное чувство вины за то, что его раздражает собственный ребенок, что он «плохой» родитель, у него «плохой» ребенок. Такое чувство вины, повышенная чувствительность к критике (в том числе воображаемой), часто сопровождают различные фантазии об осуждении окружающими его как родителя, о том, что ребенка могут отобрать или причинить ему вред, о том, что кто-то решит, что лучше бы их с ребенком не было.

Этот страх, что кто-то «отменит» взрослого с его ребенком довольно распространен, т.к. исторически вживлен в основы самоощущения в нашей стране.

В нашей стране выросло несколько поколений людей, прошедших войну, репрессии, тюрьмы, лагеря, насилие. Их дети были воспитаны преимущественно эмоционально холодными от постоянного стресса женщинами, полные семьи были редкостью, а если были полные, то в основном – с травмированными отцами, дети часто рано были разлучены с родителями.

Женщины нередко воспитывают в своих детях выученную беспомощность, психологию жертвы, веру в то, что от них ничего не зависит, что кто-то сильный может прийти и отобрать все.

В семьях и по сей день часто считают, что хвалить детей нельзя, воспитывают только критикой, криками, физическими наказаниями, игнорированием потому, что так быстрее и эффективнее, времени нет разбираться.

Для быстрого и действенного контроля над поведением ребенка используются фразы:

  • «Ты плохой, ты мне такой не нужен»
  • «Меня не волнует, чего ты хочешь»
  • «Я отдам тебя чужому дяде (тете)»
  • «Я уйду от тебя»
  • «Все будут над тобой смеяться»
  • «Как же ты мне надоел»
  • «За что мне такой ребенок»

Все эти слова и действия ребенок для себя переводит так:

  • «Лучше бы меня не было»
  • «Меня можно отменить»
  • «Я не достоин любви»
  • «Всем плохо от того, что я есть»

Ребенок в такие моменты испытывает не страх наказания, он испытывает ужас не-существования, смерти, отмены.

Такое воспитание лишает ребенка внутреннего стержня — ощущения безопасности и уверенности в себе, представления о себе как о хорошем, правильном, важном и существующем. Человек уже не может спокойно относиться к критике, если он испытывал в детстве такой страх регулярно.

Любая критика, малейшая ошибка, реальная или воображаемая, воспринимается им как доказательство того, что он не имеет права на существование, вызывает ужас, вину и агрессию.

Человек с непрочным внутренним стержнем очень уязвим. Он всегда пребывает в состоянии страха, что его кто-то может «отменить», и постоянно вынужден защищать свое уязвленное достоинство и право на жизнь.

Таковы были формы поведения, которые большинство современных родителей впитывала с детства. Другие формы поведения родителей по отношению к своим детям, не впитанные с детства, нуждаются в значительном сознательном контроле, не всегда получается их осуществлять автоматически.

Формам поведения, которым не получилось естественным образом выучиться у своих родителей, можно научиться самостоятельно или с помощью психолога. Для этого нужны знания о своих сложностях, признание факта, что вас раздражает собственный ребенок, осознанные усилия по «выращиванию» новых форм поведения и ежедневная работа над собой.

Во второй части статьи мы поговорим о том, что происходит, когда родители не могут справиться со своей агрессией, о формах физического и психологического насилия в семье и их последствиях:

Порой взрослые забывают, что ребенку свойственно плакать, шалить, везде залезать, в общем, вести себя не так, как им бы хотелось. А даже если и вспоминают, то не могут себя сдерживать и раздражаются на ребенка.

В этот момент раздаются мамины крики: «Как же ты мне надоел! Прекрати это немедленно!». Малыша шлепают по попе, ставят в угол, наказывают другими способами.

Потом вместо раздражения приходит чувство вины и злость на самих себя: «Как я могла ударить своего ребенка? Я плохая мать!» Что же делать родителям, если они срываются на детях? Узнайте из нашей статьи.

«Если ребенок вас раздражает, ищите корень проблемы в самой себе», – именно так утверждают психологи.

Родители иногда устают, впадают в депрессию, ссорятся с близкими людьми, а малыш в этом случае становится удобным объектом для раздражения, своеобразным громоотводом, на который выбрасываются все отрицательные эмоции. Ситуации, в которых у мам и пап сдают нервы, чаще всего типичные. Давайте их рассмотрим.

Ситуация 1. Мама и новорожденный

Не успевает счастливая мамочка вернуться домой из больницы, как начинается «День Сурка»: младенца нужно покормить, искупать, убаюкать, погулять с ним и поменять ему грязные пеленки.

Ни о каком режиме дня говорить пока не приходится, поэтому распланировать свой день практически невозможно. Как результат – накопленная усталость, постоянное напряжение. Последней каплей может стать очередной плач или нежелание крохи заснуть.

Любопытно, что стоит новоиспеченной родительнице отлучиться из дома на несколько часов или сутки, как она понимает, что просто не может жить без своего чада. Однако как только она возвращается в этот круговорот, опять возникает ощущение беспомощности и раздражение.

Что делать?

1. Расслабьтесь. Это лучший способ избавиться от подобного стресса. Пусть отдых будет непродолжительны м – главное, чтобы в этот время вы были подальше от младенца. Даже час, потраченный только на себя любимую, поможет восстановить силы.

Да и малышу такой перерыв принесет только пользу. Вечно раздраженная и нервная мать не дает чувство защищенности и покоя. Кроха опять начинает плакать и капризничать. Всё, круг замкнулся.

Также стоит делегировать часть своих забот супругу или бабушке малыша. Согласитесь, трудно тянуть весь дом на себе.

Поговорите и с самим «виновником». Не удивляйтесь, даже новорожденные детки реагируют на интонацию, благодаря чему «понимают» всё, что вы им рассказываете.

Объясните крохе, что вы его любите, но сильно устаете. Конечно, после этого домашние хлопоты не исчезнут, но общее настроение матери и ребенка улучшится.

Ситуация 2. Такие разные темпераменты

Как часто родители жалуются, что опаздывают в садик, потому что малыш одевается целый час, а потом еще смотрит мультики, забывая, что нужно куда-то идти.

И еще ест он очень медленно, рисует так же, как бы нехотя, и даже играет в любимые игры словно заторможенный.

Одни мамы начинают поторапливать ребенка, порой «стимулируя» разными нехорошими словами: «гусеница», «лентяй», «копуша» и т. д.

Другие родители могут даже шлепнуть в порыве злости, после чего начинают себя ненавидеть.

Третьи просто выходят из комнаты, махнув на все рукой.

Конечно, бывает и обратная ситуация, когда мама флегматична, а кроха стремителен и порывист.

Взрослых частенько раздражают дети, обладающие иным типом темперамента. А это уже может привести к общесемейному конфликту, поскольку такие качества наследуются от другого родителя.

Что делать?

1. Свыкнитесь с мыслью, что ваше чадо такое, какое есть. Да, темперамент является врожденной особенностью, и вам не изменить ребенка. Нужно находить в нем только хорошее.

Например, что же такое медлительность? Спокойствие и основательность. И так далее и тому подобное.

2. Извиняйтесь, если не сдержались. В принципе, это нужно делать всегда, если вы вспылили, независимо от того, что стало причиной раздражения.

Именно в раннем возрастном периоде у детей формируются нормы семейного поведения и отношение к родителям.

Поэтому просите прощения, если не хотите, чтобы в подростковом возрасте ребенок начал грубить и хамить.

Ситуация 3. Детская истерика

Истеричное поведение обычно проявляется у детей ближе к двум-трем годам.

Саму реакцию трудно предугадать – малыш может и громко плакать, и кататься по полу, и даже биться головой о пол.

Главная причина происходящего – неумение ребенка контролировать собственные эмоции, поэтому любой запрет вызывает разочарование и ярость. Да и мама в подобной ситуации испытывает не самые приятные чувства, поскольку сложно любить в этот момент орущее и катающееся существо.

Что делать?

1. Сохраняйте спокойствие. Согласны, трудновыполнимый совет, особенно если вас окружают сочувствующие взгляды и соответствующие комментарии.

Постарайтесь уединиться, чтобы не было зрителей и лишней публики. Проговаривайте детские чувства: «Я понимаю, что ты сердишься, обижаешься на меня, потому что я…» и т.д.

2. Переключите внимание. Маленького ребенка достаточно легко отвлечь от заинтересовавшег о предмета.

На этот случай у вас с собой должна быть интересная игрушка, мультфильм на телефоне. Также можно найти что-то интересное вокруг – пробегает собака, пролетает красивая птичка.

Ситуация 4. Детский негативизм

Не успела мама отдохнуть от пеленок-распашон ок, как начинается тот самый пресловутый кризис трехлетнего возраста.

Порой малыш становится совершенно неуправляемым: на каждую просьбу взрослых реагирует негативно, законное требование родителей вызывает гнев.

Уставшие родители не всегда могут стерпеть подобное неуважение от собственного чада, решая конфликты с помощью силы.

Растет раздражение, кипят эмоции с обеих сторон. А если к этому добавить еще и разность темпераментов, то получается совсем уж гремучая смесь.

Что делать?

1. Иногда можно уступить. Некоторые ситуации не требует вашей принципиальности. К примеру, малыш смотрит мультфильмы, вместо того, чтобы идти в садик. Попробуйте пойти на компромисс.

Пусть кроха посмотрит одну серию вместо четырех, а вы взамен не опоздаете. Так вы сбережете нервы себе и ребенку.

2. Твердо стойте на своём. Иногда важно учить детей соблюдать определенные правила, особенно если они касаются детского здоровья и безопасности. К примеру, дорогу переходим только за ручку с мамой, гуляем в холодное время года только в шапке.

При каждом капризе нужно глубоко вздохнуть и объяснить, почему вы требуете соблюдения этих правил. Главное – говорить спокойно и убедительно.

Что делать, если ваши проблемы не подходят под вышеописанные ситуации? Предлагаем еще три полезных совета, которые помогут вам не выплескивать негативные эмоции на свое чадо.

  1. Будьте откровенны с собой. Не следует избавляться от чувств и прятаться от них. Согласитесь, что на это может уйти слишком много душевных сил, вследствие чего появляется гораздо большее чувство вины и гнев. Признайтесь сами себе, что иногда сердитесь на ребенка, найдите причину этой злости (усталость, стресс) и попробуйте снизить напряжение.
  2. Общайтесь чаще с малышом. Просто так, без особой причины, потому что вы его любите. Обнимайте его, когда он хороший и плохой, добрый и сердитый, капризный и послушный.
  3. Измените свою реакцию на детское поведение. Если вы думаете, что кроха вредничает специально, попробуйте изменить свою привычную схему действий. На плохие поступки не реагируйте излишне эмоционально, а все хорошее, напротив, отмечайте радостно, хвалите любыми способами. Если пропадет подкрепление плохих поступков, у малыша не будет необходимости вас злить.

Не секрет, что практически любое положение дел, когда кроха вас раздражает и злит, можно решить мирным путем. Поэтому постарайтесь запастись терпением, ознакомьтесь с этими и другими советами, и раздраженность поменяется на приятное и конструктивное общение с малышом.

Очень часто на приеме у детского невропатолога или психиатра мамы жалуются на «неправильное» поведение, трудный характер сына или дочери. Мол, несдержанны, грубы, любое замечание вызывает у них вспышку раздражения, они нередко пропускают уроки, уходят из школы... Не обязательно каждый «трудный» ребенок болен, но некоторые формы нарушения поведения детей врачи считают проявлением нервности .

У нервного ребенка изменения поведения иногда проявляются уже в дошкольном возрасте . Наиболее часто они выражаются в повышенной возбудимости и двигательном беспокойстве . В этом возрасте процесс торможения еще недостаточно развит, преобладает процесс возбуждения, поэтому даже здоровому ребенку трудно подавлять свое стремление к движению. Ребенок с удивлением смотрит на взрослых: как они могут так долго сидеть? Вы редко услышите от ребенка жалобу, что он устал играть или бегать, но часто он говорит родителям: «Я устал сидеть ».

Почему они «другие»?

Повышенная активность свойственна здоровым детям. Однако она отличается от бесцельного, хаотичного двигательного беспокойства нервного ребенка . Нервные дети много двигаются, суетятся, все окружающее привлекает их внимание, но очень ненадолго : они берут игрушку и тут же ее бросают, требуют почитать сказку, но очень быстро перестают ее слушать, отвлекаются. Такое беспокойство сопровождается обычно говорливостью , причем высказывания ребенка непоследовательны, отрывочны. Он без конца задает вопросы, но, не дожидаясь ответа, сам начинает о чем-либо рассказывать. При утомлении, изменении обстановки, появлении нового человека в доме, при поездке малыш становится особенно возбужденным, непослушным, не может усидеть на месте .

Двигательное беспокойство, расторможенность чаще возникают у детей, перенесших ряд заболеваний или ушибы головы . Такое поведение малыша легко закрепляется при неправильном отношении к нему родителей.

Отмечая излишнее беспокойство ребенка, родители не должны постоянно делать ему замечания. Как уже говорилось, процесс торможения у такого ребенка ослаблен и он не в состоянии подавить свою излишнюю подвижность . Надо направить ее на полезные занятия, давать ребенку посильные поручения по дому, занять его играми, связанными с движением (катать машину, складывать кубики и др.). Следует разрешать ребенку свободно побегать во дворе, не беспокоясь о том, что он испачкает одежду. Для укрепления нервной системы малыша необходимо следить за тем, чтобы он соблюдал режим дня (правильно чередовал часы занятий и отдыха). Для него вредны частые посещения гостей, длительное пребывание на праздниках.

Постоянные запреты, замечания, наказания приводят к тому, что у некоторых детей возникает реакция протеста : они все делают наперекор старшим, кричат, падают на пол, топают ногами, пытаются драться.

Такая реакция может возникнуть не только у двигательно расторможенных детей. В возрасте 3-4 лет у ребенка появляется стремление к самостоятельности , он все хочет делать сам: одеваться, есть, играть. А многие родители, боясь, что ребенок уронит стакан, обожжется или неправильно оденется, ограничивают его. Вот против этих ограничений ребенок и начинает протестовать. Подобное воспитание может вызвать протест и у детей постарше. Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций, которые помогут увидеть разницу между строгим и чрезмерно строгим , между заботливым и излишне заботливым отношением родителей к своим детям. Воспитание - дело очень тонкое, в котором порой нелегко провести грань между правильным и неправильным, поэтому нам в беседах с обеспокоенными родителями и приходится оперировать такими словами, как «чрезмерно», «недостаточно», «излишне» и т. д. Но именно этот, простите за примитивное сравнение, «пере- или недовес», который взрослому кажется совершенно безобидным, может глубоко ранить детскую психику и запустить механизм неадекватного поведения, «неуправляемости» ребенка .

Кнут и пряник

У Саши протест против взрослых выразился в отказе читать вслух в классе и дома . Мать Саши всегда требовала, чтобы сын подчинялся ей, многое ему запрещала, не объясняя причин запрета. Однажды ребенок просил разрешения взять с собой игрушку. Мать, не объяснив, почему это делает, выбросила игрушку из сумки. В другой раз, когда Саша поссорился с мальчиком и ударил его, мать повернулась и ушла от ребенка, вызвав долгий крик и слезы...

Такой была реакция малыша на слишком «крутое» обращение матери. А отказался читать вслух Саша после того, как мама в присутствии одноклассников сказала, что он читает хуже всех . Мальчик обиделся, заплакал, отбросил книгу, и в течение нескольких недель его нельзя было заставить взять книгу в руки. Так чрезмерная (и необоснованная) требовательность, замечания, сделанные в резкой форме, задевающие самолюбие ребенка, могут привести к нарушению поведения.

Угрозы, постоянная боязнь наказания делают малыша «забитым», боязливым, несамостоятельным . Некоторые дети становятся в такой ситуации лживыми, неискренними .

Особенно неблагоприятно сказываются на здоровье, развитии личности ребенка противоречия между родителями в воспитании . Нередко один из них чрезмерно строг и требователен, полностью стремится подчинить ребенка своей воле, другой же (чаще всего мать) оберегает его от столь сурового отношения отца, «по секрету» потакает прихотям, старается угодить новой игрушкой, сладостями, но при непослушании прибегает к авторитету отца, грозит ему пожаловаться, напоминает, что «отец накажет».

Вот вторая ситуация , рисующая, как складывались отношения в семье, где растут двое детей. Мать не работает, и Катя с Сережей всегда под ее надзором. Отец с детьми очень строг, добивается беспрекословного выполнения всех своих указаний, не разъясняя их необходимости. Однажды в поезде он не разрешил мальчику снять теплый свитер, несмотря на то что было очень душно и жарко. Запрещение было вызвано тем, что мальчик надел свитер самовольно, а на предупреждение отца, что будет жарко, дал слово не жаловаться. Отец считает, что лишь при таком воспитании дети вырастут волевыми, мужественными, самостоятельными.

Мать - заботливая, ласковая, добрая женщина, жалеет детей, старается освободить их от лишних нагрузок, считая, что они переутомляются. Жалея детей, она часто в отсутствие отца отменяет его поручения, балует их, многое им разрешает.

И дети растут не такими, как хотелось бы их родителям. Они безвольны, нервны и раздражительны , у Сережи появился даже нервный тик (подергивание мышц лица и плеч). В отсутствие отца дети грубы с матерью и окружающими, требуют выполнения своих капризов, ссорятся и дерутся. В школе у них часто возникают конфликты с одноклассниками. Когда отец дома, внешне в семье восстанавливается мир, дети выполняют все, что им скажут родители. Но это послушание Кати и Сережи - лишь внешняя форма поведения, а по существу они растут недисциплинированными, неискренними .

В семье, несмотря на родительскую любовь, условия воспитания оказались очень трудными для детей. Они вынуждены приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям , у них вырабатывается не цельный характер, как хотелось бы, а дурные привычки и навыки. Кроме того, такие условия вызывают перенапряжение нервной системы , в результате чего у Сережи появился нервный тик.

Ссоры и раздоры

Частая причина изменения поведения ребенка - ссоры, несогласие между родителями . Дети болезненно это переживают, они находятся в состоянии тревоги, становятся пугливыми, плаксивыми. У более старших ребят нарушается работоспособность, они жалуются на усталость, головные боли.

Родители Любы удивляются, почему у их дочери изменился характер. Девочка всегда была ласковой, веселой, жизнерадостной. А сейчас, когда ей 9 лет, она повышенно возбудима, плаксива, суетлива, подергивает плечами. Люба стала угрюмой, недоверчивой, необщительной, не любит рассказывать о себе, замыкается...

За последние два года обстановка в семье изменилась. Отец все чаще и чаще возвращается домой нетрезвым. Наблюдая частые ссоры, Люба не может разобраться в том, что происходит между родителями, но она постоянно находится в состоянии нервного напряжения . Она обращается то к отцу, то к матери и просит их не обижать друг друга, ей жалко обоих. Родители любят девочку, волнуются за нее, но своей несдержанностью сами наносят ей вред.

В недружной семье, где часты ссоры и раздоры, где грубят друг другу, у ребенка нередко проявляются грубость, недоброжелательность к другим , эти черты характера закрепляются, человек становится трудным в общении. В школе ребенок вступает в конфликты с педагогами, так как для него не существует авторитета.

Дети очень восприимчивы , они легко перенимают форму поведения и отношения к окружающим, которую привыкли наблюдать у своих близких. Поэтому воспитание ребенка - это прежде всего большие требования к себе .

Детские страхи

Нередко первый признак нервности - это страхи, возникающие в раннем возрасте . Ребенок боится темноты, страшных персонажей книг, боится оставаться один в комнате, испытывает страх за свою жизнь и здоровье. Однако пугливость и страхи - не всегда признак болезненного состояния. Ребенок еще только познает окружающий мир, многое ему сначала кажется непонятным, а поэтому и страшным. С возрастом, по мере накопления жизненного опыта, ознакомления с новыми явлениями, страхи обычно исчезают.

Страхи как проявление нервности могут возникнуть под влиянием испугов, страшных рассказов, при неожиданной перемене обстановки , при неурядицах и ссорах в семье. У маленького ребенка испуг могут вызвать даже собака, кошка, громкий крик, свисток паровоза, особенно если ребенок ранее не видел и не слышал всего этого.

И снова хочу прибегнуть к примерам из врачебной практики.

Гале 5 лет. Уже год как она просыпается не только ночью, но и во время дневного сна, плачет, кричит, повторяет, что видит страшный сон «про Бабу Ягу ». Эти страхи появились у Гали после того, как она услышала от воспитательницы детского сада сказку. Чем это объяснить? Оказалось, что только в детском саду Гале впервые стали читать книги...

Реакция испуга у маленького ребенка особенно легко возникает в тот период, когда он ослаблен каким-либо заболеванием. После болезни ребенок обычно бывает капризным, требует повышенного внимания. И взрослые стараются любыми способами развлечь его - читают книги, но не всегда подходящие, разрешают смотреть передачи по телевизору. Родители не учитывают, что в этот период незначительный раздражитель, какая-то неожиданность, кажущаяся им безобидной, может вызвать у ребенка испуг.

Четырехлетняя Нина перенесла тяжелую форму свинки, плохо ела, капризничала. Родители старались ее чем-нибудь развеселить и успокоить. Ей перечитали все детские книги, которые были в доме, покупали много новых, а по вечерам включали телевизор. Девочке это нравилось, и если телевизор выключали, она начинала плакать. Родителям было жаль Нину, и они подчинялись ее требованию. Через некоторое время Нина стала просыпаться среди ночи в страхе. Она дрожала, плакала, не отпускала от себя мать, кричала, что боится «дяденьку», показывала рукой на телевизор и повторяла: «Он там, он там».

Сильный испуг может и у здорового ребенка вызвать страхи. Это состояние иногда держится длительное время.

Страхи, перенесенные ребенком в раннем возрасте, если для их устранения не приняты соответствующие меры, могут привести к развитию болезненного состояния, к формированию отрицательных черт характера : дети растут боязливыми, робкими, они теряются в новых условиях. В школе они тревожны, испытывают страх перед устным ответом у доски . Все свободное время тратят на приготовление уроков, стремятся тщательно заучить задание, боятся, что не смогут ответить на вопросы преподавателя. В школе же, волнуясь, ждут вызова учителя, и если их спрашивают, они забывают то, что было тщательно ими выучено. Непосредственным поводом боязни отвечать в классе могут быть насмешки детей при неудачном ответе. Но возникает эта боязнь, страх обычно у детей, у которых и раньше отмечались признаки нервности.

Появление у ребенка чувства страха требует особого подхода к нему со стороны родителей . Не следует заставлять ребенка преодолеть страх. В первые дни после испуга надо исключить все разговоры об испугавшем его предмете, постараться создать спокойную обстановку. Рекомендуется обратиться к врачу, который назначит необходимое лекарство. В дальнейшем очень важно постепенно познакомить ребенка с предметом, которого он испугался , - играми, беседами, на примерах. Постарайтесь убедить его, что для страха нет оснований. Так, если ребенок боится какого-либо животного, полезно в его присутствии погладить это животное, поиграть с ним.

Чтобы предупредить появление страха и развитие таких черт характера, как робость, боязливость, нерешительность, необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка активность. Он должен выполнять посильную работу, самостоятельно одеваться , а став старше, убирать свою постель, помогать накрывать на стол, убирать посуду. Важно, чтобы ребенок постоянно имел определенные обязанности, выполнение которых необходимо для окружающих.

Вы, очевидно, обратили внимание, что в ходе своей беседы я делала акценты на то, что есть отклонения в поведении здорового ребенка, вызванные ошибками воспитания, и здесь достаточно самим родителям проанализировать и откорректировать свое поведение , взаимоотношения в семье. В помощники можно привлечь популярную литературу, посоветоваться со школьным педагогом, психологом. Но есть отклонения в поведении ребенка, которые уже свидетельствуют о болезненном состоянии его психики. Здесь чаще всего необходима квалифицированная помощь врача-психоневролога, психотерапевта .

Такие специалисты у нас есть, и не нужно затягивать визит к ним, не нужно опасаться, что это будет превратно истолковано соседями, родственниками, учителями. Ведь для вас самое важное - здоровье ребенка.

Наталья ГРИГОРЬЕВА , кандидат медицинских наук.
Опубликовано в журнале «Здоровье и успех», № 1 за 1997 год.

Капризы, непослушание и детские неврозы — что первично, а что является следствием? Шумные истерики своих чад некоторые мамочки считают проявлением расстройства его нервной системы, но бывает и наоборот — бесконечные капризы и неадекватное поведение ведут к возникновению детских неврозов.

Нервный ребенок — болезнь или непослушание

Нервность детей ассоциируют с отклонениями в их поведении — повышенной возбудимостью, плаксивостью, нарушением сна, раздражительностью и впечатлительностью. Нервный ребенок труден в общении, портит настроение окружающим, но в первую очередь неадекватность поведения изменяет жизнь его самого, лишая простых ребячьих радостей. Многолетние исследования доказывают, что причины детской нервозности в большинстве случаев закладываются в раннем детстве и являются следствием неправильного воспитания.

Нервность и непослушание маленьких детей настолько тесно переплетены между собой, что порой тяжело разобраться, кто виноват — родители или их дети. Среди множества причин непослушания можно выделить основные:

1. Желание ребенка привлечь к себе внимание — заметив, что гораздо больше родительских эмоций проявляется в случае совершения им какого-либо проступка, страдающий от недостатка ласки малыш неосознанно пользуется проверенным способом.

2. Ограниченный в самостоятельности и уставший от многочисленных запретов ребенок отстаивает свою свободу и мнение методом протестного непослушания.

3. Детская месть. Причин ее может быть множество — развод папы с мамой, невыполнение обещаний, несправедливое наказание, неадекватное поведение одного из родителей.

4. Собственное бессилие малыша, неспособность совершения каких-либо, доступных для других, действий.

5. Заболевания нервной системы детей, психические расстройства.

Несмотря на то, что лишь в последнем пункте причиной непослушания названы проблемы с нервной системой, каждый из них убедительно свидетельствует о тесной связи поведения ребенка с его психологическим состоянием.

Детские неврозы — причины и признаки

Хрупкая и не сформировавшаяся нервная система детей крайне подвержена неврозам и расстройствам психики, поэтому странное поведение малыша, его капризы и истерики должны насторожить внимательных родителей и побудить их к немедленному действию. Постоянные стрессы, запреты, недостаток внимания постепенно накапливаются и перерастают в болезненное состояние — невроз. Доктора называют этим термином вызванное всевозможными стрессовыми ситуациями расстройство детской психики преходящего характера. Неврозы могут служить причиной неадекватного поведения ребенка, а могут быть и результатом его.

Чаще всего неврозы развиваются примерно к пяти-шести годам, хотя некоторые его отдельные признаки внимательная мамочка замечает значительно раньше. Особое внимание следует обратить на поведение ребенка в периоды возрастного изменения психики — от 2 до 4 лет, от 5 до 8 лет и в подростковом возрасте. Причинами расстройств нервной системы детей можно считать следующие:

— травмирующие психику ситуации — алкоголизм родителей, развод, ссоры со сверстниками, адаптация в детском учреждении;

— сильный испуг в результате какого-либо психического воздействия;

— излишняя строгость и жесткость родителей, недостаток внимания и отсутствие ласки;

— атмосфера в семье и взаимоотношения между родителями;

— рождение братика или сестрички, на которых переключается основное внимание мамы с папой, и горькая детская ревность.

Помимо этого, могут быть и внешние причины — авария, смерть или тяжелая болезнь близких, катастрофа. Первыми признаками того, что нервная система детей не функционирует должным образом, являются:

— появление страхов и тревожного состояния;

— проблемы со сном — нервный ребенок с трудом засыпает и может просыпаться среди ночи;

— возможно появление энуреза и желудочно-кишечных расстройств;

— речевые нарушения — заикание;

— нервное покашливание;

— нежелание и невозможность общаться со сверстниками.

Если родители отмечают в поведении своего маленького монстрика агрессивность, повышенную возбудимость или, наоборот, чрезмерную замкнутость, раздражительность, отсутствие коммуникабельности, то лучше всего обсудить возникшие проблемы с доктором. Пуская на самотек развитие возможного заболевания и не предпринимая никаких мер, родители рискуют вырастить робкого нерешительного человека, не способного справляться с возникающими проблемами и контактировать с окружающими. К доктору обязательно необходимо обратиться и в том случае, если состояние нервной системы детей нарушает нормальный жизненный ритм. Наличие заикания, энуреза или нервного тика требуют немедленного комплексного лечения у специалистов.

Нервные тики у детей — причины и симптомы

Доктора характеризуют нервный тик, как кратковременное неуместное движение определенной группы мышц, сопротивляться которому малыш просто не в силах. По статистике, каждый пятый ребенок, хотя бы единожды, испытывал подобные проявления, а страдают от хронически протекающего недуга примерно 10% детворы. Это свидетельствует о том, что огромное количество детей от 2 до 18 лет имеют комплексы при общении со сверстниками, стесняются своих навязчивых движений, и существующая проблема реально мешает им жить полноценной жизнью.

Нервные тики у детей можно разделить на несколько основных групп:

— моторные — кусание губ, гримасы, подергивание конечностями или головой, моргание, нахмуривание;

— вокальные — покашливание, сопение, шипение, фырканье, кряхтение;

— ритуальные — почесывание или теребление уха, носа, прядей волос, стискивание зубов.

По степени выраженности нервные тики у детей подразделяются на локальные, когда задействована лишь одна группа мышц, и множественные, проявляющиеся одновременно в нескольких группах. Если же моторные тики сочетаются с вокальными, это свидетельствует о наличии генерализованного тика под названием Синдром Туретта, который передается по наследству.

Важно различать первичные и вторичные нервные тики у детей, клинические проявления которых похожи. Если вторые развиваются на фоне других заболеваний — энцефалита, опухоли головного мозга, черепно-мозговой травмы, врожденных заболеваний нервной системы, то причинами первичных являются:

— неправильное питание — недостаток магния и кальция;

— эмоциональные встряски — ссоры с родителями и их чрезмерная строгость, испуг, недостаток внимания;

— нагрузки на центральную нервную систему в виде частого и повышенного употребления кофе, чая, энергетических напитков;

— переутомление — длительное сидение перед телевизором, компьютером, чтение при недостаточном освещении;

— наследственность — вероятность генетической предрасположенности составляет 50%, однако при благоприятных условиях риск возникновения тиков минимален.

Во сне нервные тики у детей не проявляются, хотя их воздействие наблюдается в том, что ребенок с трудом засыпает, и сон его беспокоен.

Можно ли вылечить нервный тик и когда обращаться к доктору

Ни в коем случае нельзя оставлять нервные тики у детей без внимания. Визит к невропатологу необходим, если:

— избавиться от неприятного явления не удалось в течение месяца;

— тик причиняет неудобства малышу и мешает его общению со сверстниками;

— имеется сильная выраженность и множественность нервных тиков.

Важно! Особенность нервных тиков у детей заключается в том, что от них можно сравнительно быстро избавиться навсегда, но можно и остаться с проблемой на всю жизнь. Главное условие успешного лечения — выяснение причин появления тика и своевременное обращение к доктору.

После проведения определенных исследований и консультаций с другими специалистами, врач назначает необходимое лечение, которое проводится в комплексе:

— медикаментозное;

— мероприятия, направленные на восстановление нормальной деятельности нервной системы — индивидуальная психотерапия и психологическая коррекция при групповых занятиях;

— средства народной медицины.

От родителей требуется обеспечить спокойную обстановку в семье, полноценное питание и правильный режим дня, достаточное пребывание малыша на свежем воздухе, занятия спортом. Уменьшают тик отвары успокаивающих трав — пустырника, корня валерианы, боярышника, ромашки.

На течение болезни оказывает немаловажное влияние возраст ребенка. Если нервные тики у детей возникли в 6-8 лет, лечение, скорее всего, станет успешным, и о возвращении недуга в дальнейшем можно не беспокоиться. Возраст от 3 до 6 лет считается более опасным, наблюдать за малышом, даже в случае исчезновения неприятных признаков, придется до полного взросления. Но особенно опасно появление нервных тиков в возрасте до трех лет, они могут быть вестниками шизофрении, опухоли мозга и других крайне опасных заболеваний.

Воспитание и лечение нервного ребенка

Успешное преодоление сбоев в работе нервной системы детей зависит от двух главных факторов — комплексной врачебной помощи и правильного воспитания нервного ребенка. Не стоит думать, что проблемы пройдут с возрастом, без квалифицированной помощи специалистов лечение нервного ребенка невозможно. Если доктор поставил диагноз невротического расстройства, потребуется как медикаментозное лечение, так и занятия с психологом. Существуют специальные виды терапии, помогающие избавиться от зажатости малыша, скорректировать способы общения, восстановить активность и коммуникабельность. Огромную помощь в этом могут оказать родители.

Маме и папе следует самым тщательным образом проанализировать причины возникновения нервности ребенка и постараться устранить их, создать комфортные условия для своего чада. При отсутствии самостоятельности, которую упорно добивается ваш отпрыск, следует дать ему больше свободы, не акцентируя внимание на контроле за его действиями. Катастрофически не хватает времени на общение с малышом? Подумайте, что является жизненным приоритетом для вас — карьера и безупречная чистота в доме или психологическое здоровье и беззаветная любовь и преданность маленького человечка.

Вырастить здоровых, психически уравновешенных детей, это не только вполне понятное желание родителей, но и их обязанность. Берегите не сформировавшуюся и уязвимую психику малыша, чтобы в дальнейшем не понадобилось лечение нервного ребенка у специалистов. Мамы и папы вполне способны создать стабильно-уравновешенный микроклимат в семье, избегать ненужных ссор и необоснованных запретов, уделять своему чаду максимум внимания и нежности, воспитывать уверенного в себе человечка. Ни в коем случае нельзя пугать кроху, неадекватно реагировать на его проступки, чрезмерно ограничивать свободу. Следование этим нехитрым советам опытных психологов послужит надежной профилактикой различных неврологических расстройств у ваших деток.


Попробуйте почитать Ю.Гиппенрейтер, там много дельных советов.
Мне очень помогает одно простое правило. Общаться с ребёнком на равных. То есть представьте себе, что перед вами взрослый, сформировавшийся человек. Смогли бы Вы себе позволить со взрослым человеком общаться тем же тоном, что с дочерью?
Не бойтесь рассказать дочери о своих чувствах, она поймет.Например, если она орёт, расскажите ей, что очень раздражены,что сейчас сорвётесь. Не говорите это каменным тоном, выражайте свои чувства.Посмотрите ей в глаза.Скажите, что хотите жалости и понимания.Попробуйте обнять её. Попробуйте найти хоть чуть-чуть тёплого огонька в вашем сердце к ней,не обнимайте бесчувственно,она сразу почувствует и будет хуже. Сделайте это всё таким тоном и с такими чувствами, как будто перед вами дорогой человек, просто почувствуйте её боль.
Когда я вот так орала-мне умереть от боли душевной хотелось. У меня в глазах темнело от страха,что меня не любят.Я так сильно старалась найти этому опровержение, но не находила его нигде, и от этого только больней стновилось, безысходней,замкнутый круг. Я понимаю, что мои слова выглядят бессмыслицей, но как же я это всё помню..Я никогда не забуду этих чувств. А ведь мне всего навсего хотелось, чтоб мама обратила внимание на меня. Поговорила со мной,обняла, сказала, как сильно меня любит.И я всегда ждала момента, когда я расскажу ей о своём страхе и мы посмеёмся над ним.Увы, не смешно мне даже сейчас. Пишу и плачу, вспоминая пережитое.
Были у мамы просветления, но ведь одним добрым поступком никогда не перечеркнёшь всех злых дел. Надо себя менять.Сожалеть-это не решение проблемы,лучше делать, и потом не сожалеть.
Для начала откажитесь от всего ненужного мусора, который отвлекает Вас от общения с дочкой, соответственно заставляет её "просить" внимания, а вас злиться(интернет, книги, игры компьютерные,разные хобби). Звучит дико, но уберите это все от себя куда-нибудь подальше. На время, потом достанете, не бойтесь. Вы просто немного уделите дочери внимания, ей это очень нужно..Пообщайтесь с ней с интересом, расспросите о чём-нибудь, полежите рядом перед сном,посмейтесь над чем-то смешным. Поделитесь своим сокровенным, расскажите как вам тяжело сейчас найти с ней общий язык, попросите о помощи. Да-да, именно такими словами. Непривычно?Говорите с ней подолгу, всегда смотрите в глаза. И конечно же много слов о том, что любите, что она нужна вам, что даже когда все плохо-все равно она дороже всех.
И в таком режиме как минимум месяц-полтора. Я даю вам гарантию, вы не узнаете ни себя, ни своего ребенка. Могут быть ухудшения, могут быть улучшения.При истериках только терпение и любовь, ни окриков, ни злобы, ни неискренности.
Вы поймите главное, у вас есть ШАНС. И пусть от страха у вас появляется терпение.От страха потерять этот шанс..
Попробуйте пойти к психологу, попить успокоительные. Займитесь чем-нибудь интересным вместе с дочкой, что увлечёт вас обеих.
Вот как-то так,наверное...