Самостоятельное изготовление детского развивающего коврика. Детские коврики для новорожденных Развивающий коврик своими руками элементы

Чтобы помочь малышу освоить первые навыки мелкой моторики можно приобрести развивающий коврик. Покупка эта довольно серьезная и ответственная. Ведь это первая развивающая игрушка, которая поведет малыша во «взрослую» жизнь. Не всегда предлагаемый производителями товар соответствует требованиям родителей, а иногда цена товара кусается.

А так хочется помочь крохе в его первых начинаниях. Поэтому, предлагаю вооружиться иголками, нитками, всевозможными лоскутками, пуговицами, змейками и прочими интересными разностями и самим начать делать коврик для крохи.

Детский развивающий коврик, сделанный своими руками

Для начала работы определяемся с основой для коврика. В нашем случае взято сентипоновое одеяльце и обычный детский пододеяльник для него.

На пододеяльник по кругу пришивались тематические лоскутки — картинки. Их мы и рассмотрим детальней.

Голубая основа, на ней солнышко, облачка, тучка и птички. Солнышко связано крючком и обшито блестками, У солнышка лучики косички, завязанные красными бантиками из ленточки, они расплетаются.

Облачка мягонькие, они из пеленки. Птички вырезаны, как и все последующие животные, из ползунков и пришиты с шуршащей бумагой внутри. Когда малыш будет их трогать, они будут шуршать, вызывая интерес. Одна из птичек «летает» на ленточке и прячется в домик.

Тучка из махровой ткани, отличается от облаков на ощупь, со змейкой, при открытии из тучки идет дождик из ниток.

Шелковый материал со звездами, символизирует ночное небо, на котором медвежата перекидывают друг другу звезду на шлейке. Внизу мишка катится на луне. Сбоку птичка спряталась под джинсовым лоскутком с цветочком.


Дворец, вырезанный из старого верблюжьего одеяла. В нем открываются окна и двери. За дверями мишка, в окнах пчелки.

Зайчик изначально был на пододеяльнике. Сверху пришит обычный карман и прицеплена ручка от пакета в каких продаются одеяла. Крепится карман к пододеяльнику липучкой.

Цветочная поляна, в центре шелковый цветок. В листьях цветка прячутся пчелки. Две пчелки пришиты на резинках и прячутся в домиках-кармашках.

По всей длине пододеяльника к шву пришит шарф. На нем паровозик, за рулем белочка, вагончики кармашки, по краям шарфа станции с животными. Станции расшиты бусинками разных размеров.

Красный домик со змейкой-дверкой. В нем живут зверюшки. На крыше спрятались кот и птичка, во дворе растет дерево и живет собака, которая сидит в будке с открывающейся дверцей. В траве спрятались букашки.

На черной ткани пришиты развивающие головоломки. В центре шнуровка под ней заклепка. Сверху карман из жгутиков, в нем сидит змея на ленте. Сбоку в карманчике прячется привязанный заяц.

К пододеяльнику пришит кошелек с липучкой, застежкой и множеством разных кармашков.

В углу аквариум, в нем дельфин из поролона, рак – открывалка для бутылок и краб с брелочка. Много камушков и ракушек. Чтоб обезопасить ребенка, мелкие детали спрятаны под толстой клеенкой и обшиты белой лентой.

Обычные кольца с карниза на ленте.

Игрушка панда крепится к краю резинками. Обычная картонная основа из под кухонной фольги, сверху надето два детских носка со звенящими пандами. Носки сшиты между собой.

По краю на змейке цветные треугольники. Они с разными наполнителями: фасоль, бумага, вата, шуршащий кулек, нитки, кусочки поролона.

Если у родителей есть фантазия и усидчивость, можно без особого труда сшить великолепную развивающую игрушку для ребенка, учитывая свои пожелания и возможности. При этом вложить туда свою любовь и душу.

Родители задаются целью всесторонне развивать своего малыша, начиная от его рождения. Помочь в этом может коврик для ползания. Приобрести приспособление можно в детском магазине. Но гораздо интереснее изготовить его своими руками.

Любящие родители, стараясь развивать своего ребенка от самого рождения, используют современные методики и всевозможные дорогие игрушки.

Коврик являет собой полотно, выполненное из пряжи или плотной ткани. Может иметь разные формы. Главная задумка при создании развивающего коврика своими руками – сделать его ярким и красочным, чтобы заинтересовать малыша. Состоять он должен из разных фактур с пестрыми аппликациями, дополненными кнопками, погремушками, музыкальными деталями.

Благодаря подвижным элементам, у ребенка будет развиваться мелкая моторика.

Функции ковриков:

  • Развитие фантазии, воображения.
  • Тренировка концентрации внимания, памяти и мелкой моторики.
  • Развитие логического мышления.
  • Базовое изучение алфавита, цифр, предметов, геометрических фигур.
  • Распознавание цветов, оттенков.

Купить такой коврик можно в магазине, но многие женщины предпочитают изготавливать его своими руками, ведь сделать это совсем не сложно.

Основные требования к развивающим коврикам

При изготовлении детского коврика своими руками важно придерживаться определенных требований.

Развивающий коврик это текстильное или вязаное полотнище, оформленное яркими аппликациями, с размещенными на нем подвижными элементами для игры.

  • Качество материалов и комплектующих, задействованных при сборке, должно быть наивысшим. Они не должны вызывать аллергии у ребенка.
  • Все швы и соединительные элементы должны быть плотно прошиты и скреплены между собой. Особенно это касается мелкой фурнитуры, которую ребенок может поместить в рот или нос.
  • На сенсорном коврике должны содержаться только исправные комплектующие.

Нельзя допускать сколов, трещин, распускающихся швов.

  • При изготовлении полотна, необходимо учитывать универсальность. Через несколько месяцев интересы ребенка поменяются. Потребуется заменить часть деталей или дополнить уже имеющиеся. Можно изготовить своими руками детский коврик для ползания, оснастив его откидывающимися бортиками, позволяющими со временем расширять игровую площадь.
  • Игрушка должна обладать мобильностью и компактностью, что бы при желании ее можно было легко транспортировать, складывать.

Такой коврик дает детям возможность развиваться с первых дней жизни, и рассчитан на использование до 3-летнего возраста.

  • При выборе либо создании сенсорного коврика для детей, важно учитывать возрастные особенности. Не рекомендуется оснащать ковер для младенца множеством игрушек и музыкальных элементов, так как в этом возрасте малыш еще не воспринимает сложные конструкции и механизмы.
  • Все пластиковые детали должны легко отстегиваться для удобства стирки.
  • При изготовлении развивающего коврика для детей своими руками желательно задействовать различные цвета и фактуры, множество интерактивных, шумящих элементов.

Они помогут привлечь внимание ребенка, заинтересовать его.

Материалы для изготовления

Для изготовления коврика в детскую своими руками потребуются следующие материалы.

Материалы и инструменты для коврика.

  • В качестве основы лучше всего использовать поролон или синтепон.
  • Учитывая, что на коврике ребенок будет проводить много времени, материалы для отделки должны быть натуральными. Они не вызывают аллергических реакций и раздражений. Обратите внимание! Ткань не должна накапливать статическое электричество.
  • Цветовая палитра игрушки должна быть разнообразной. Однако следует учитывать, что слишком яркие, контрастные сочетания будут оказывать негативное влияние на психику ребенка, утомляя и надоедая ему.
  • Для украшения можно использовать крупные пуговицы разных цветов, резинки, плотные нитки и тесемки, веревки и липучки.
  • Для изготовления игрового коврика своими руками потребуется приобрести качественные пластиковые и механические детали.

Для ребенка развивающий коврик станет самой большой и полезной игрушкой, которая никогда не надоедает.

Идеи для оформления

Перед тем, как приступить к работе, нужно определиться с формой и декоративными элементами. Для удобства, желательно нарисовать эскиз полотна на бумаге. Заранее посмотрев идеи оформления развивающих ковриков для детей от 0 до 3 лет своими руками, будет гораздо проще придумать интересный и занимающий дизайн. Для совсем раннего возраста подойдут сенсорные, дидактические полотна, либо изготовленные из мягких помпонов.

Для детей постарше отличным вариантом станут те, где можно развивать не только мелкую моторику, но и логику – коврики-паззлы, головоломки, мозаики.

Отдельно стоит выделить коврики для девочек – чаще всего они круглые или овальные, с несколькими зонами, отображающими интересы дочки. Дополнить его можно клапанами и карманами. Преобладают оттенки розовой гаммы. Для мальчиков чаще всего используется автомобильная тематика. Чем старше ребенок, тем более детализированным должен быть рисунок. Популярные цвета – синий, голубой, зеленый. Активным детям-непоседам рекомендуется соорудить коврик с мягкими бортиками. В качестве барьера можно использовать не только наполнитель, но и дополнительный слой из помпонов.

Когда ребенок подрастет и начнет самостоятельно сидеть, он сможет играть с ним и развиваться без посторонней помощи.

Для изготовления развивающих ковриков для детей своими руками потребуются выкройки из ткани. С их помощью шьются различные фигурки для декорирования, аппликации. Это могут быть животные, деревья, растения, окна, автомобили, облака, сказочные и мультипликационные герои.

Яркие аппликации и большое количество всевозможных элементов займут внимание ребенка надолго.

Создаем развивающий коврик для детей своими руками

Процесс создания детского развивающего коврика своими руками не сложный. А главное, что изделие будет индивидуальным, с учетом всех потребностей малыша.

Играя с такой игрушкой, ребенок почувствует ваше тепло, любовь и заботу.

Начинать работу следует с разработки эскиза. Начертить схему можно на ватмане. Далее нужно придерживаться инструкций, в которых подробно описано, как сделать развивающие коврики для ребенка своими руками.

Подготовка фурнитуры

Первым делом следует приобрести всю необходимую фурнитуру – пуговицы, ленты, застежки, бусинки, липучки, нитки, крепления. Из инструментов понадобятся ножницы, иголка, канцелярский нож, невидимки. На этом же этапе желательно нарисовать схемы будущих аппликаций и вырезать их.

Ниже будет описано все подробно на тему, как сшить развивающий коврик своими руками.

Подготовка основы

Этап предусматривает создание схемы готового полотна. Также нужно подобрать материалы. Рекомендуется отдать предпочтение натуральным, нескользящим составам, обладающим антистатическими свойствами. К ним относится бязь, байка, фетр, хлопок. Если предполагается создание вязаных элементов, необходимо выбирать хлопковую пряжу.

Мягкие материалы вызывают приятные тактильные ощущения, не провоцирует аллергических реакций.

Важно! Необходимо позаботиться о качественном внутреннем наполнителе. Детский коврик предназначен для ползания и чаще всего размещается на полу. Он должен быть хорошо утеплен. Рекомендуется использовать синтепон или поролон.

Перед тем, как сшить детали развивающего коврика для малыша своими руками, нужно определиться с лицевой и изнаночной стороной. После этого, можно приступать к выкройке верхней и нижней части, наполнителя. Обязательно следует оставить отступы для швов со всех сторон. Затем необходимо обметать края, не пропуская торчащих нитей.

Создание игрового поля, изготовление игровых элементов

На этом этапе потребуется пришить все заранее подготовленные аппликации, рисунки. Затем следует прочно прикрепить фурнитуру, механические и музыкальные элементы, погремушки. Особое внимание необходимо уделить качеству крепежа мелких деталей, таких как пуговицы, бусинки. Ребенок не должен иметь возможности оторвать их. Рекомендуется не использовать клей, заменив его плотными нитками.

Клеевые основы допустимы для крепежа тканевых элементов, аппликаций.

Закрепление элементов на коврике

Крупную фурнитуру можно сделать как прочно прикрепленной к основанию, так и подвижной. Безопасные мягкие детали можно приладить при помощи кнопок и липучек.

Так их проще будет снимать перед чисткой и стиркой.

После завершения подготовительных работ можно переходить к объединению всех частей. Для этого потребуется плотно сшить все составляющие с изнаночной стороны и вывернуть на лицевую.

Преимущество изготовленного коврика для детей своими руками заключается в его уникальности. Создавая его, есть возможность учитывать все особенности и интересы малыша. Ниже будут представлены несколько идей, которые помогут родителям определиться с сюжетом игрового поля для детей от 0 до 3 лет.

Вы сами выбираете материалы для его изготовления и будете точно знать, из чего он сделан.

  • Пчела, спрятавшаяся в яркий цветок.
  • Елка с кнопками для крепежа игрушек.
  • Замок для мультипликационных героев, оснащенный открывающимися дверьми и окнами.
  • Корабли, лодки, машины, прикрепленные с помощью ленты подвижным способом. Таким образом малыш сможет самостоятельно передвигать предметы.
  • Разноцветные деревья, облака, растения.
  • Для детей постарше можно выбрать более сложные аппликации – дорожное движение, сюжеты из сказок.
  • Коврики рекомендуется оснащать карманами, в которые ребенок может складывать любимые игрушки.

Коврик с дугами самостоятельно

Хорошая идея для создания коврика для детей своими руками – оснастить его специальными дугами. К ним можно крепить игрушки, музыкальные механизмы, погремушки.

Благодаря таким элементам, можно сконцентрировать внимание ребенка.

Процесс создания полотна в детскую комнату состоит из этапов, перечисленных ниже. Чтобы сшить элементы развивающего коврика для детей от 0 до 3 лет, нужно придерживаться следующей последовательности.

Основа коврика

Для изготовления сенсорного коврика для детей своими руками, оснащенного дугами, потребуется несколько метров натуральной ткани и материал, служащий уплотнителем – синтепон или поролон. Если нет желания создавать из ткани выкройки для аппликаций, можно приобрести ту, которая уже декорирована детскими узорами.

Для изнаночной стороны подойдет однотонная бязь.

Для создания коврика для детей своими руками, размером 1 кв. м. потребуется:

  • Основная ткань с нанесенным рисунком – 2 м.;
  • Пластмассовый обруч диаметром 90 см.;
  • Фоновая ткань без узоров – 4 цвета по 30 кв. см.;
  • Поролон – 1,5 кв. м.;
  • Ленты, липучки, цветные веревки, помпоны;
  • Липкая лента, желательно разных цветов;

После выбора тканей для основы, необходимо приступить к выкройке:

  1. Первой раскраивается нижняя часть. К выбранной основе прикладывается заранее подготовленная бумажная схема, аккуратно обводится мылом или карандашом. Обязательно следует оставить зазоры для швов. После нанесения разметки, можно вырезать ткань.
  2. Далее следует вырезать ровные квадраты из фоновой ткани, которые поочередно сшиваются между собой. Должен получится контрастный узор. Важно все швы делать плотно и качественно, оставляя их изнутри изделия.
  3. К верхней части пришиваются развивающие игрушки.
  4. После этого, лицевую сторону можно пришивать к уплотнителю – поролону или синтепону.

Использовать для создания изделия лучше ткани разных тонов – холодных и теплых оттенков.

Дуги

Выбранный обруч делится на две равные части при помощи канцелярского ножа.

  1. Обруч делится на части – 125 см и 132 см.
  2. Для придания мягкости полученным дугам, рекомендуется плотно обернуть их синтепоном, фиксируя его нитками.
  3. После этого, дуги необходимо декорировать цветной тканью.

Кусочки синтепона необходимо прикрепить к каждой половине обруча, плотно прижимая и обматывая их нитками с периодичностью 2 – 3 см.

Соединение дуг и основы коврика

Оптимальный вариант – продеть дуги через отверстия, закрепить при помощи широкой липучки с внутренней стороны.

Для того, чтобы дуги не выскакивали, нужно крепко обмотать кармашки с дугами с помощью материала.

  1. Сквозные прорези следует делать недалеко от мест соединений фона и центра.
  2. Затем их рекомендуется обметать.
  3. На нижней части пришиваются липучки (ближе к наружным углам).
  4. Вторые половинки липучек крепятся к дугам на передней поверхности.
  5. Дуги складываются накрест, к нижней крепится плотная тесьма для фиксации конструкции.
  6. Сенсорный коврик готов.

Развивающие занятия с ковриком

Функции изготовленного своими руками сенсорного коврика очень разнообразны.

Осталось только при помощи атласных ленточек или хлопковой тесьмы подвесить на дуги игрушки.

  • Младенцев можно укладывать на живот. В таком положении они смогут разглядывать пестрые картинки, пытаясь дотянуться до них руками. Это развивает концентрацию и тактильные ощущения.
  • После того, как ребенок научится сидеть, можно поместить полотно на полу и присоединиться к нему, показывая в игровой форме, что можно делать с разными игрушками.
  • Дети постарше могут самостоятельно застегивать кнопки и молнии, двигать элементы. Эти действия развивают мелкую моторику рук.
  • По мере взросления, изготовленный своими руками развивающий коврик для новорожденных, можно оснастить буквами и цифрами.
  • Важно проговаривать все действия и названия предметов во время игры. Так ребенок будет тренировать внимание и память.

Сшитый своими руками ковер в детскую будет радовать ребенка на протяжении нескольких лет. А родителям поможет освободить немного времени, заняв малыша. Сделанный с любовью, он принесет радость и веселье малышу, оставив только теплые воспоминания.

Развивающий коврик появился в обиходе сравнительно недавно и уже завоевал широкую популярность: в уходе за ребенком и его воспитании в раннем возрасте он способен заменить целый набор вещей и в то же время практически не отнимает полезной площади жилья. Соответственно, цены на эти предметы явно завышены, поэтому желающих сделать с нуля развивающий коврик своими руками хоть отбавляй, тем более, что в домашних условиях это вполне возможно и не требует сколько-нибудь существенных затрат.

Однако, если просмотреть широко известные руководства по изготовлению развивающих ковриков, то они сводятся преимущественно к указаниям, какой брать материал, как кроить, вести строчку, набивать и т.п. А в остальном – что-то вроде «родители могут проявить свою фантазию и выразить индивидуальность». Свою? Но коврик-то должен помогать ребенку формировать личность, а у взрослых она уж такая, как есть. Потом, мама, скорее всего, шить уже умеет, раз смотрит сайты для рукодельниц, а не торговые каталоги. В данной публикации мы постараемся прежде всего дать читателям представление, какой развивающий коврик для детей в каком случае будет лучше и как его сделать исходя из особенностей детской психологии. Хотя и кройка с шитьем тоже не останутся в стороне.

Технологически большинство развивающих ковриков равноценны стеганому одеяльцу, хотя возможны и другие варианты исполнения, см. далее. Собственно развивающие элементы в нем – разного рода аппликации, карманы, клапаны, объемные мягкие накладки. Как свести все это в единое изделие, см. напр. мастер класс:

Видео-мастер класс: развивающий коврик своими руками


А мы попробуем разобраться, как придумать полезную для малыша и занимательную для него композицию. Точнее – каких рамок следует придерживаться, фантазируя о будущем самодельном развивающем коврике.

Примечание: при прочтении дальнейшего о композиции коврика в мастер-классе могут возникнуть вопросы, о чем мы еще поговорим.

От 0 до 7

Напомним вкратце основные стадии развития маленьких детей. Учтите только, что указанные возрастные границы условны; индивидуально они могут существенно различаться. Итак:

  • 0-6 мес. – несмышленыш. Ощущения почти полностью органические («внутренние», продиктованные состоянием организма). Формируются основы зрения: четкое видение (взгляд становится осмысленным), адаптация к освещенности. Обратная связь с внешним миром инстинктивная: крик, улыбка, нецеленаправленные движения.
  • 0,5-1 год – ползунок, учится распознавать информацию от органов чувств и распоряжаться ею, совершая пока еще неуверенные движения. Примерно от года ему уже пойдут на пользу развивающие игрушки и предметы, в т.ч. коврик, дающие тактильные и зрительные ощущения. Цветовое зрение еще несовершенно, синяя гамма воспринимается затемненной и с плохо различимыми тонкими оттенками, а красные и желтые тона – чрезмерно яркими, «полыхающими».
  • 1-3 года – ходунок, ребенок учится управлять конечностями и совершать целенаправленные движения. В зрении понемногу набирают «соку» синие тона и притухают теплые. Набирает точность «дальномер» бинокулярного зрения, но его геометрия пока искажена: предметы кажутся огромными, пухлыми. В возрасте 2-3 года ребенку нужен уже развивающий коврик с игровыми элементами. Появляется первая точная обратная связь с миром – речь.
  • 3-5 лет – важнейший «эволюционный скачок»: человек начинает мыслить, сопоставлять причины со следствиями, делать элементарные выводы о причинах происходящего и прогнозы на будущее исходя из анализа текущей обстановки. Моторика, органы чувств и речь совершенствуются, но отвлеченного мышления пока нет: мирок малыша – его вещи и ближайшие окрестности, а его центр – мама. Причинно-следственные связи осознаются простые непосредственные.
  • 5-7 лет – развивается образное мышление. Нормально развитый ребенок способен уже отслеживать 2-4 ступени причинно-следственных связей и, соответственно, совершать целенаправленные движения из стольких же фаз. Цветовое зрение – почти взрослое, и во всем прочем ребенок уже не малыш. Следуя правилу онтогенеза, это переход от первобытной дикости к цивилизации: ребенок уже понимает, что мир это не только то, что он непосредственно ощущает, а нечто огромное, но вполне познаваемое, преобразуемое и пригодное для использования. Коврик, может быть, еще сгодится, но для каких-то других целей: в развитии он свое дело сделал, в школу пора.

Примечание: правило, или принцип, онтогенеза в биологии гласит, что любой живой организм в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в какой-то степени повторяет биологическую историю своих эволюционных предков (филогенез). Правило это справедливо и для человека. Напр., у человеческого зародыша в начальных стадиях беременности на некоторое время появляются… жабры. Потом, еще в утробе матери, они исчезают и заменяются легкими.

А нужен ли он вообще?

Педагоги, педиатры и детские психологи пока не пришли к единому мнению, полезен ли безусловно ребенку развивающий коврик. Согласие есть лишь в одном: развивающий коврик для малышей благотворен, только если мать регулярно и как можно большую часть времени игровой активности ребенка занимается с ним или хотя бы внимательно присматривает. Иначе на коврике способен замкнуться весь мирок ребенка, и он может вырасти интравертом, или, еще хуже, аутистом, не умеющим органично вписаться в человеческое общество и адекватно реагировать на обстоятельства жизни. Попросту говоря: коврик маму не заменит, хотя облегчить ее заботы может значительно. Если же матушка бросит своего на коврике развиваться, как может, а сама завеется куда-то, то будет только хуже.

Какой нужен коврик

«Оторвали мишке лапу/Уронили мишку на пол/Все равно его не брошу/Потому, что он – хороший!» Всем известно, как крепко дети привязываются к любимым игрушкам. Основа этого эффекта непробиваемая: инстинкт самосохранения. Пропажа или порча привычной вещи, безопасность, надежность и польза от которой, с точки зрения маленького, проверены – сигнал о какой-то опасности. Тем более страшной, что неизвестной. Именно поэтому, а не потому, что перешивать придется, детский развивающий коврик крайне желательно делать так, чтобы он стал любимым от момента возникновения потребности в нем до его пенсионной поры – обращения в прикроватный или просто к коврик для игр. Возможна и реинкарнация, для будущих новых членов семьи. Тогда на развивающем коврике должно быть интересно играть с младшеньким и ребенку уже не маленькому.

Удачные образцы такого рода самодеятельного творчества представлены на фото. О материалах для них поговорим ниже, а пока обратим внимание на:

  1. Деталировка разнообразная, но не слишком мелкая и не очень крупная: мелочи ползунку не разглядеть как следует, а очень большие однородные поля ходунку если не покажутся явно угрожающими, то и симпатии не вызовут;
  2. Цветовая гамма не кричащая, яркие детали мелкие, чтобы и совсем крохе в сопоставлении с собой не показались большими. Элементы синих расцветок в композиции не доминируют;
  3. Для ползунковой стадии предусмотрено много деталей с разнообразными фактурами – есть все возможности оттачивать осязание;
  4. Ходункам они же дают возможность упражняться в счете. Пока еще не осознанно, но потом понять, что 1 не 2 и не 3 и что «много» можно считать сколько угодно, будет проще;
  5. Кармашки, клапаны, завязки, застежки – учимся точно двигать пальчиками;
  6. Для мыслительных стадий – зонирование, неявное слева и явное справа. Организуя порядок в своем мирке, приучаемся к нему и сами.

Примечание: еще до стадии предметного мышления можно (может быть, с помощью детского психолога) определить, каким будет темперамент ребенка. В некоторых случая это возможно и для новорожденных, напр. с помощью правил наследования темперамента. Для холериков и меланхоликов предпочтительно неявное зонирование, а для сангвиников и флегматиков – явное.

О материалах

Сделать развивающий коврик лучше всего из натуральных тканей, гипоаллергенность которых (неспособность вызывать аллергию) проверена: атласа (для гладкой, но не скользкой основы), фетра, бязи, байки, джинсовой ткани. Шерсть не годится, она аллерген. Слабый, для взрослых безопасный, но кожа детей куда чувствительнее. По той же причине (нежная кожа) не подходит шелк, он очень легко электризуется и блестит сильно поляризованным светом, см. далее.

Современные синтетические ткани для детских вещей не уступают натуральным, но – только и только с соотв. сертификатом от проверенных производителей. Если синтетика неясного происхождения вроде бы ничуть не хуже х/б, это еще ни о чем не говорит: она может быть изготовлена из дешевого пластика, полученного с применением токсичных катализаторов. Остатки катализатора из волокон ткани могут выделяться в количествах, обычным лабораторным анализом не улавливаемых, но при длительном воздействии вредных для детей.

Наполнителем лучше брать синтепон, он гипоаллергенен и практически не накапливает статическое электричество. Мебельный поролон марки от 35 не так хорош, в сухом помещении заметно электризуется. Отлично подошел бы самый обыкновенный ватин – но, увы, до первой стирки. Что касается ниток, то наилучший вариант – пропиленовые. Они прочны, стойки, не аллергенны. Сами по себе слегка электризуются, но, если весь коврик антистатический, накопления заряда на обнаруживается.

Чего не надо

Указанные выше правила построения композиции детского коврика дают широкий простор фантазии родителей, поэтому следует и очертить границы, переступать за которые нельзя. Совершенно недопустимо зеркало на развивающем коврике, поз. 1 на рис., чем, между прочим, грешит немало дорогих раскрученных в торговле изделий. Дело не в том, что ребенок может испугаться своего отражения, совсем нет. Дело в том, что отраженный от зеркала прямой свет (а как его избежать наверняка?) поляризован до 100%. Для неокрепшего зрительного аппарата это очень вредно; ставить зеркало настоятельно не рекомендуется и в детской для больших детей.

Примечание: объемные детали в данном образце просто случайность. От них худа не будет.

Следующая грубая ошибка – однообразные предметы для ощупывания, поз. 2. Тактильное чувство должно развиваться всесторонне, как и прочие. И на поз. 3 – слишком большое блестящее поле насыщенного синего. Чем оно плохо – см. выше.

Далее на рис. идут примеры ошибок уже мало-мальски простительных. На поз. 4 синее поле приглушено, на поз. 5 его площадь относительно невелика. На поз. 6 расположение холодного цвета вообще-то неудачно, сказывается т. наз. эффект доминирования верха, но бледно-голубой колер его существенно нивелирует. Здесь главная ошибка – слишком детальная и сложная композиция, рассчитанная уже на достаточно развитое образное мышление.

Примечание: совсем отказываться от синего в колористике развивающего коврика, конечно, тоже плохо. Ребенок должен учиться различать и его. Тут имеет смысл, кроме выбора мягких оттенков, согнать синеву в центр коврика, где она будет психологически нейтральна, см. напр. видео ниже.

Видео: развивающий коврик “Подводный мир”

Ошибочность коврика на поз. 7, надо полагать, ясна в свете вышеизложенного: это слишком мелкая и лишенная ясного смысла деталировка зон. Как понять эти узоры человеку, мыслящему категориями «бяка – больно», «мокро – бух»? Также и на поз. 8: коврик явно для девочки, но что тут к чему в каждом секторе? Если дети, в силу неразвитого еще образного мышления, прагматики, то девчонки прагматики вдвойне. И остаются в большинстве своем таковыми всю жизнь. Этот же огрех, неясного смысла, на поз.8: зоны подходящего размера, явно выражены, но, чисто детский вопрос: а зачем здесь что? Сумеете объяснить своему?

Правильные коврики

Коврики для девочек

Деталировка развивающего коврика для девочки может быть достаточно подробной, как, напр. в мастер-классе в начале. Но при условии, что вся композиция семантически прозрачна и ориентирована в определенном направлении. Если же круг интересов дочурки пока неясен, то зоны нужно делать крупнее, четко выраженными, а с деталями в них также не мельчить, слева на рис. Девочки вообще предпочитают круглые коврики; круг интересов для будущей хозяйки не отвлеченное понятие. Интересов для успешного ведения хозяйства требуется много разных, и в таком случае зонировать круглый коврик нужно секторами, в центре. Если же коврик прямоугольный, то в середине обязательно должно быть свободное место для повелительницы этого мирка, справа; у женщин стремление к автаркии остается на всю жизнь.

Другие спецковрики

Для ребенка-непоседы, которого так и тянет куда не надо бы, хорошо подойдет коврик с мягким барьером, слева на рис. Большой детский ковер можно дополнить отдельным барьером, в центре.Он не обязательно должен быть с наполнителем, подойдет и совсем низкий барьер из помпонов. Как сшить детский коврик из помпонов, см. ролик вниз раздела, но таким же образом можно сделать бордюр на любом развивающем коврике.

Детские развивающие коврики со специальными возможностями

Мягкий барьер и психологически мягок, в отличие от ограждения детского манежа, и удерживает ребенка в его законной оперативной зоне ненавязчиво. Вдруг чадо любимое вознамерится натворить шкоды на стороне, в его головешке мелькнет нечто вроде: «Э-э-э… М-м-м… Исходя из анализа совокупности действующих факторов, путем тривиальных умозаключений приходим к выводу, что, в принципе, несанкционированная деятельность объективно возможна, да только весьма вероятно – мама заругает».

Для девочек очень-очень хозяйственных, в хорошем смысле слова, подойдет коврик с большими глубокими карманами и клапанами, справа на рис. Быть копушей для той же будущей хозяйки и домоправительницы не такой уж грех; в жизни может пригодиться так же, как храбрость для мальчишки.

Видео: коврик из помпонов для ребенка своими руками

Об автоковриках

Развивающие автоковрики преимущественно мальчишеские, хотя в современной жизни знание ПДД и умение управлять автотранспортом необходимы всем. Поэтому узкая специализация коврика на дорожном трафике не может считаться его недостатком. В конце концов, где сказано, что любимой игрушкой должна быть только одна? Или что к автоковрику нельзя сшить еще один, общеразвивающий?

Если ребенок играет с машинками на коврике сызмальства в одиночку, делать его желательно несколько стилизованным, детализированным и фактурированным, как описано выше, слева на рис. Если же его дисциплину вождения контролирует инспектор ГИБДД в виде старшего брата, деталировка допустима более подробная и приближенная к реальности, в центре. Но в любом случае ставить светофор у каждого перехода-зебры, или оставлять все зебры без светофоров, не надо. Лучше всего изобразить светофоры у 1-2 переходов, справа там же, чтобы усвоил: зебра она и в Африке зебра, со светофором или без.

Коврики с дугами

Развивающие коврики с дугами более чем заменяют детский манеж, не предъявляя в то же время явных запретов в виде его ограждения:

  • Виртуально, но недвусмысленно определяют собственное пространство ребенка, не создавая в то же время физически непреодолимых препон; это способствует развитию самодисциплины с самого раннего возраста.
  • За дуги и подвешенные к ним игрушки куда способнее хвататься, учась ходить, чем за барьер манежа.
  • На коврике с дугами для ребенка вероятность шлепнуться с размаху навзничь (чего, между прочим, манеж не предотвращает) минимальна.
  • Будучи уже вполне квалифицированным ходунком, с помощью тех же игрушек удобно делать потягушечки-порастушечки, поз. 1 на рис.

Дуги для самодельного детского развивающего коврика можно сделать по-разному. Наиболее прочные и недорогие получаются из пластикового гимнастического обруча, обтянутого синтепоном и обшитого тканью. Нужно только решить, как сделать их складными, чтобы по миновании надобности убирать и прятать.

В промышленных изделиях такого рода дуги часто ставят накрест и снабжают скрытым шарниром, поз. 2. Сделать его своими руками, учитывая мягкую обшивку дуг, сложно, а обвязывать перекрестье шнуром (поз. 3) или бантом – ненадежно.

Проще всего будет сделать дуги касательными и стык туго стянуть тесьмой или резинкой, поз. 4 и 5. Если ноги дуг соединить полосой фанеры толщиной 3-4 мм, то шатер из них получится не менее прочным и удобным для сборки-разборки, чем шарнирный. Соединяются ноги дуг фанеркой тоже несложно: в их концы загоняют деревянные пробки, а полосу-стяжку прикрепляют к ним с испода саморезами. Далее видимые деревянные детали ошкуриваются и красятся.

В стесненных жилищных условиях или, скажем, при долговременном выезде всей семьей на дачу, может пригодиться развивающий коврик-кроватка и одной дугой. В таком случае ее ноги ставят в нашитые снаружи на боковинах карманы. Для сна ребенку, чтобы рельеф коврика не давил, кладут матрац.

О фигурках для коврика

Фигурки для развивающего коврика, как уже сказано, шьют. Выкройки нескольких видов даны на рис. Дерево, слева вверху – простая аппликация. Указанные детали нашиваются на зеленый лоскут в виде кроны. А вот столь любимый маленькими бегемотик это уже что-то вроде текстильной камеи: он 3-слойный из одинаковых по форме лоскутов разных цветов. В последующих, снизу вверх, лоскутах, прорезаются окна, через которые проглядывает предыдущий или нижний слой. Фигурки из набора справа выполняются в той или другой технике.

Развивающий текстильный коврик – это очень полезная вещь, которая найдёт применение в любой семье, где есть маленький ребёнок. Играя с многочисленными и разнообразными элементами такой игрушки, малыш развивает мелкую моторику, а вместе с ней и речь, изучает цвета и формы, приобретает и закрепляет основные навыки (например, завязывание, застёгивание и др.), тренирует внимательность и память.
Изготовить развивающий коврик своими руками довольно просто. Никаких специальных навыков для этого не требуется, нужна только фантазия рукодельницы и искреннее желание создать уникальную вещь для развития своего ребёнка.
Материалы и инструменты для коврика также просты и доступны:
1. Хлопчатобумажная ткань, отрез в 2 раза больше размера коврика в готовом виде.
2. Синтепон средней плотности, размером с коврик в готовом виде.
3. Бусины, пуговицы, ленты, тесьма разных видов.
4. Фетр разноцветный плотный.
5. Липкая лента.
6. Клей прозрачный «Момент кристалл».
7. Пластиковые упаковки круглой формы с выпуклыми частями (например, из-под творога или товаров для скрапбукинга).
8. Нитки, иголки, ножницы.
9. Швейная машинка.
10. Булавки.
11. Плотная прозрачная плёнка – небольшой кусочек.
12. Искусственные цветы и ягоды разных видов (вязаные, сутажные).

Прежде всего, необходимо сшить основу коврика.
Для этого ткань надо сложить пополам в ширину лицевой стороной внутрь, снизу подложить синтепон. Все слои следует сколоть по периметру булавками. После этого нужно проложить машинную строчку по срезам коврика на расстоянии 7 мм от края, булавки вытащить. В одном месте коврик зашивать не следует, - через это отверстие его нужно вывернуть на лицевую сторону. После выворачивания дырочку надо зашить. Основа готова.
Теперь можно приступать к созданию игровых элементов развивающего коврика.


Перед нашиванием элементов на коврик, следует их все подготовить и разложить на нём, чтобы площадь изделия была равномерно заполнена.
В центре коврика можно расположить крупные элементы, а вдоль всех сторон – более мелкие и примерно одного размера.


Одним из элементов могут быть накладные карманы. В одни можно складывать мягкие вязаные элементы (в данном случае - сов и цветы), а в другом закрепить ленты, на которых можно отрабатывать умение заплетать косичку.
Детали карманов можно выполнить из фетра. Этот материал отлично держит форму, не осыпается, долго сохраняет внешний вид. Для большей привлекательности в глазах ребёнка в кармашках можно сделать «окошки», подшив квадратики плотной прозрачной плёнки.


Вдоль одной из сторон коврика можно нашить разноцветные фетровые квадратики, на каждом из которых ребёнку нужно будет выполнить какое-либо задание. Например, можно посчитать количество кисточек на квадрате, заглянуть внутрь квадрата, отогнув его уголки, потренироваться завязывать и развязывать бант из ленты, отработать навык застёгивания и расстёгивания петель и пуговиц.


Вдоль другой стороны можно расположить геометрические фигуры. Играя с ними, ребёнок будет запоминать их внешний вид и название. Геометрические фигуры также лучше всего изготовить из жёсткого фетра.


В центре коврика можно разместить целую цветочную поляну, - 3 крупных цветка и много мелких.
Крупные цветы можно сделать из прозрачных пластиковых упаковок, наклеив их в качестве сердцевины, и фетровых лепестков. В «сердцевины» желательно поместить что-то, что будет привлекать внимание ребёнка и вызывать его интерес, - бусины, пуговицы.
Маленькие цветы могут быть вязаными и в виде сутажных изделий. Желательно, чтобы они имели отверстие посередине. Тогда на коврик можно нашить бусины, а на эти бусины насаживать цветы, тем самым тренируя пальчики.
Кроме цветов на импровизированной полянке могут расти и ягоды. Они также могут быть вязаными, сутажными, из пуговиц. Помимо ягод можно «подселить» грибочки, мелких животных, насекомых и т.д. Главное, чтобы в результате получилась очень естественная и гармоничная полянка.


На геометрических фигурах ребёнок будет тренировать не только свою память, но и развивать умение прилеплять и отлеплять детали. Специальная лента, приклеенная к деталям, будет этому способствовать.


Кроме каких-либо заданий, элементы коврика могут нести в себе простую, но важную цель – обогатить тактильный опыт ребёнка. Различные ленточки, завязки, бусинки, кружева, оформленные вокруг фетровых квадратов, - всё это можно будет пощупать, помять, сравнить между собой, что, несомненно, придётся по вкусу маленькому исследователю.
Особое внимание следует обратить на развитие такого необходимого навыка, как шнуровка. Отдельный фетровый квадратик с петлями и шнурком, - вот что сможет пригодиться в этом деле.


Потренировать умение продевать ленту в петли поможет специально предназначенный для этого фетровый круг. На нём же, при достаточно длинных петлях, можно отработать навык продевания петли в петлю.
Ещё одним хорошим способом развить моторику является передвижение пуговиц под сеткой. Ребёнку потребуется не только научиться чувствовать пуговицу, но и прикладывать достаточно усилий, чтобы её передвигать.
Перечисленные элементы – это далеко не всё, что можно сделать на развивающем коврике. Вариантов такого изделия может быть огромное количество. Самое главное, чтобы он полностью отвечал поставленной перед ним задачей, - в игровой форме, просто, ненавязчиво, увлекательно развивал и радовал ребёнка.

Развитие крохи в раннем возрасте очень важно. Для этого не обязательно осваивать сложные методики и уделять много времени занятиям: это только утомит малыша. Гораздо проще приобрести коврик для новорожденных. В игровой форме ребенок разовьет зрение, моторику, сенсорику, координацию движений. А если нет средств, чтобы приобрести этот полезный гаджет в магазине, то можно сделать его самостоятельно.

Польза развивающего коврика

Современные развивающие коврики для малышей стали известны не так уж давно. Это полноценный игровой комплекс, развивающий интеллект ребенка. Если раньше мамочки использовали одеялко в качестве обычной подстилки, чтобы малышу было теплее играть и ползать на полу, то сегодня простая подстилка уже не актуальна.

Выбирать коврик лучше с дугами, на которые подвешиваются различные игрушки, это дополнительно развивает координацию и стимулирует малыша к фокусировке зрения.

Очень хороши музыкальные элементы и различные пищалки, они развивают слух. А чтобы нажать кнопочку, нужно построить в голове логическую цепочку: кнопка-нажатие-музыка. Такие действия разовьют мышление крохи.

  • Для развития сенсорики детские коврики должны быть оснащены различными шуршащими элементами, а также фрагментами тканей с различной текстурой.
  • Часто в таких гаджетах можно увидеть специальное «безопасное» зеркало. Такой элемент очень полезен. С его помощью ребенок познает себя, рассматривает лицо. Такое зеркальце не разобьется, даже если малыш его уронит или начнет грызть.
  • Ну и еще одно неоспоримое преимущество такой игрушки в том, что она может занять ребенка на довольно длительное время, что дает возможность маме заняться чем-то еще.

Все нужные элементы уже предусмотрены в покупных моделях. Но стоят такие коврики недешево. За самый простой вариант с минимумом развивающих элементов придется отдать не менее 2000-3000 р. При этом не факт, что малыш надолго заинтересуется таким приобретением с малым количеством интересных «штучек».

Гораздо интереснее будет поэкспериментировать и смастерить подобную самостоятельно. Если в семье есть старшие детки можно привлечь к созданию такого игрового центра и их тоже. Так младший член семьи обзаведется развивающей игрушкой, а старшие дети интересно и творчески проведут время.

Как сшить развивающий коврик своими руками

На самом деле все не так уж сложно, как кажется. Чтобы сделать такой подарок младенцу, понадобится лишь немного терпения, фантазии и доступные материалы.

С чего начать

Для начала нужно трезво оценить свои швейные возможности и усидчивость. Если с этим туго, то не нужно браться за сложные модели. Для начала вполне подойдет простой вариант, сделанный из старого одеяльца, тканевых аппликаций и пуговиц. Хоть и выглядит такой гаджет простовато, но для крохи он будет очень интересен.

На основу из старого одеяла нашиваются аппликации разной формы и цвета из плотной ткани (можно взять фетр). Хорошо украсить все пуговками, а несколько элементов сделать отстегивающимися – это разовьет моторику. Чем больше декора и цвета – тем лучше!

Чтобы сделать такой коврик для малыша, понадобится минимум времени и материалов

Если есть желание сделать что-то посложнее, то нужна более основательная подготовка. Нужно заранее запастись материалами, найти подходящие идеи в интернете или придумать их самостоятельно. Лучше заранее нарисовать будущий коврик на бумаге, чтобы четко представлять то, что должно получиться. Этот шаг поможет подобрать ткани и фурнитуру.

Подбор материалов

Выбор исходных материалов зависит от задумки. Но есть общий набор, который точно пригодится:

  • Нитки разного цвета для шитья и вышивки.
  • Иголка.
  • Ножницы.
  • Швейная машинка. Конечно, можно ограничиться руками, но со швейной техникой коврик получится аккуратнее, и работа будет идти быстрее.
  • Лента «липучка».
  • Застежки «молния» небольшой длины и ярких цветов.
  • Обычная бельевая резинка.
  • Различные виды тесьмы.
  • Пуговицы разных форм, цветов и размеров.
  • Лоскуты ткани разных текстур и рисунков.
  • Обертки от конфет для «шуршащих» элементов.
  • Пищалки от старых игрушек, чтобы сделать музыкальный коврик. Можно использовать музыкальные элементы с кнопками на батарейках от книжек или игрушек.
  • Пластиковые кольца от старых пустышек и держателей для сосок.
  • Старое одеяло для основы. Вместо него подойдет синтепон или любой другой утеплитель, который не собьется в комки и быстро сохнет.
  • Яркая ткань для облицовки коврика. Нужно использовать гипоаллергенные материалы (хлопок, флис, фланель и т.д.).

Этого набора вполне достаточно, чтобы сшить потрясающую развивающую игрушку. Исходя и замысла, можно дополнить список.

Основные этапы изготовления развивающего коврика

1. Необходимо продумать дизайн и сделать выкройки


Вот такая выкройка подойдет для основы коврика. На ней уже предусмотрено деление на секторы. Каждый из секторов будет нести свою смысловую нагрузку. При раскройке нужно оставлять припуски на швы

Выкройки для декоративных элементов также лучше заранее выполнить на бумаге в натуральную величину. Шаблоны можно взять в интернете или нарисовать самостоятельно.
2. Затем надо раскроить ткань для основы и сшить. Внутрь подкладывается старое одеялко или синтепон, чтобы основа получилась теплой и ребенок мог играть на полу.
3. Когда основа готова, можно приступать к основной работе – декору. Игровые элементы могут быть самыми разными.


Домик с открывающейся дверкой. За дверцей скрывается яркая аппликация


Божья коровка с застежкой «молния», которая тренирует моторику


Объемное солнышко, которое можно дополнить «пищалкой»


Палатка из материала гладкой фактуры (можно использовать плащевую ткань) на липучке и «молнии»


Ягодка на шнурке, которую можно дергать туда-сюда


Мостик через речку на липучке


Туча с кармашком, из которого можно вытащить «дождь» из тесьмы


Объемные облачка с синтепоном внутри и складками из тюля снаружи. Их можно пришить к основе, а можно сделать на «липучках»


Цветок из фактурной ткани с объемной серединкой, куда можно положить шуршащий элемент, кнопку с музыкой или пищалку

Идей для игровых элементов может быть масса. Для начала весь декор шьется отдельно. Затем аккуратно пришивается к основе. Вот лишь несколько вариантов готовых самодельных ковриков:


Идея с секторами, оформленными в соответствии с временами года


А вот так можно оформить края. С помощью тесьмы их можно превратить в бортики. Вместо тесемок можно использовать кнопки


Яркий коврик «Петрушка»

4. Если хочется усложнить задачу и смастерить коврик с дугами, то сделать их можно с помощью гибких пластиковых труб небольшого диаметра или дешевого пластмассового обруча.


Пластиковые трубы, подходящие для дуг. Если имеется пластмассовый обруч, то его нужно разрезать пополам


Дуги нужно обернуть синтепоном. Подойдет и фольгированный утеплитель. Вся конструкция хорошо обматывается нитками для фиксации. Манипуляция проводится с обеими дугами


Сверху дуги обшиваются материалом, подходящим к основе коврика


Чтобы закрепить игрушки, нужно вшить в чехлы дуг вот такие петельки из тесьмы


Еще один вариант крепления игрушек – манжеты на липучке. Такая конструкция может легко перемещаться по дуге

Чтобы закрепить дуги на основе можно использовать разные способы. Лучше выбрать те, при которых дуги будут съемные. Так коврик будет легче складывать и хранить.

Первый способ – пластиковые карабины
Понадобится четыре карабинчика, можно взять те, которые остались от старых стульчиков для кормления, колясок, санок и т.д. А также не составит труда купить их в магазине швейной фурнитуры.


Одна часть карабина закрепляется с внутренней стороны коврика по всем четырем углам


Вторая часть закрепляется на концах дуг. Для закрепления используется чехол дуг, который для этого нужно делать чуть длиннее

Чтобы закрепить дуги, нужно просто застегнуть все четыре застежки, а сверху зафиксировать крестовину лентой или тесьмой, перевязав крест-накрест. Вторая часть липучки пришивается к концам дуг


Дуги вставляются в отверстия крест-накрест и фиксируются с изнанки липучками. Сверху надо завязать тесьму для дополнительной фиксации. Вместо тесьмы можно использовать все ту же ленту «липучку», которая пришивается снизу верхней дуги и сверху нижней

Выбирать способ крепления дуг можно любой. Кто-то использует кнопки или просто пришивает дуги к основе.

5. Осталось подвесить игрушки к дугам. Их можно приобрести в магазине заранее или сшить своими руками. Подвесные игрушки тоже нужно оснастить интересными деталями, например, вставить внутрь бубенчик от погремушки.


Вот такой зайчик может стать отличной подвесной игрушкой. Для шитья не потребуется выкроек. Достаточно пары лоскутков для головы и платья, ленты для ушек, шнура для ручек и ножек

С помощью этой инструкции можно сшить отличный развивающий коврик для новорожденного, который окажется даже лучше покупного.

Купить игровой коврик – дело несложное. Но не все модели, которые продаются в магазинах, отвечают необходимым условиям безопасности. Зачем рисковать, при этом тратя свои деньги? Гораздо лучше смастерить этот полезный гаджет своими руками. И можно быть абсолютно уверенным в том, что все материалы качественные, а вещь сделана добротно и с любовью.

Кроме того, вещица будет оригинальной и представленной в единственном экземпляре – отличный вариант для подарка. По мере роста крохи можно наблюдать за ним и дополнять вещь игровыми элементами в соответствии с интересами малыша. А еще лучше сделать несколько ковриков с элементами разной сложности. Так малыш точно не заскучает, а у мамочки освободится немного времени для себя или домашних дел.