Народный идеал человека в русской педагогике. Шпаргалка: Нравственные идеалы в народной педагогике. Глава I. Характеристика нравственного идеала в народной педагогике

Детская литература, ее специфика и роль в формировании личности ребенка. Основные требования к произведениям для детей.

Литература для детей специально пред­назначена растущему и развивающемуся слушателю, читате­лю от первого года жизни до совершеннолетия.

Детская литература как часть общей литературы является ис­кусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-об­разовательными задачами и возрастом читателей. Основная отли­чительная черта ее - органическое слияние искусства с требова­ниями педагогики. Под педагогическими требованиями подразу­меваются, в частности, учет интересов, познавательных возможно­стей и возрастных особенностей детей.

В соответствии с универсальным интересом растущего и развивающегося человека литература для детей и юношества энциклопедична, охватывает разнообразные отрасли знаний, отвечает своеобразным возрастным мотивам отношения чита­теля к ним, его нравственным, эстетическим потребностям и жизненным позициям.

В круг детского чтения входят:

1) произведения устного творчества народов Российской Фе­дерации и других народов мира;

2) дореволюционная классическая литература (русская, наро­дов России и зарубежная);

3) современная литература (русская, народов РФ и зарубеж­ная).

Современное понятие детской литературы имеет два значения. Первое - обиходно-бытовое, когда детской литера­турой называют все произведения, которые читают дети. Однако специалисты (литературоведы, библиотекари, педагоги) предпо­читают второе значение - научное.

В научной классификации различают три вида произведений. К первому виду относят произведения, прямо адресованные детям (например, сказки Корнея Чуковского). Второй вид составляют произведения, созванные для взрослых, но нашедшие отклик у детей и навсегда поселившиеся на детских полках (сказки Пушкина, им подобные произведения следует относить к кругу детского чте­ния). Наконец, третий вид - это произведения, сочиненные деть­ми, его чаше называют детским литературным творчеством.

Классифика­ция литературы для детей повторяет общепринятые возрас­тные этапы развития личности человека:

I) ясельный, младший дошкольный возраст, когда дети, слушая и рассмат­ривая книги, осваивают различные произведения литерату­ры;

2) преддошкольный возраст, когда дети начинают овла­девать грамотой, техникой чтения, но, как правило, в боль­шей части остаются слушателями произведений литературы, охотно разглядывают, комментируют рисунки и текст;

3) млад­шие школьники - 6-8, 9-10 лет;

4) младшие подростки - 10-13 лет;

5) подростки (отрочество) - 13-16 лет;

6) юно­шество - 16-19 лет.

Являясь неотъемлемой частью художественной литературы, литература для детей своими специфическими средствами способ­ствует воспитанию подрастающего поколения.


В самом деле, невозможно переоценить воспитательное значе­ние первых книг, которые окажутся перед глазами ребенка. Ведь книги для дошкольников служат воспитанию первых обществен­ных навыков и формированию личности. Книги призваны расши­рять представление о мире, знакомить с природой и с вещами, ко­торые постоянно окружают ребенка. Они помогают активно овла­девать речью, чувствовать красоту и выразительность родного сло­ва. Книги для детей дошкольного возраста - равноправные граждане огромной «суверенной державы», как называл детскую литературу A.M. Горький.

Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. Искусство слова давно уже стало частью той социокультурной среды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передаёт из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую к сознанию человека, так как материальным носителем образности в литературе является речь. Взаимосвязь речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово - результат мысли и её инструмент, с помощью слов мы не только выражаем содержания нашего сознания - сам мыслительный процесс имеет вербальную основу и невозможен вне речи.

И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. Множество примеров, подтверждающих это влияние, можно найти в истории литературы: нередко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литературные произведения становились инструментом агитации и пропаганды, в частности, произведения советской литературы. Безусловно, это крайние проявления, но даже в том случае, когда литература напрямую не претендует на роль агитатора и наставника, она доносит до человека представления об определённых нормах, правилах, наконец, предлагает ему определённый способ видения мира, формирует его отношение к той информации, которую человек получает ежедневно.

Таким образом, литература упорядочивает человеческие представления о мире. Это связано с тем, что литературные произведения становятся фактами языка, на котором мы говорим, органично входят в наше речевое пространство, а значит, и в наше сознание.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.

Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

С каждым годом предъявляются все более серьезные требова­ния к детской литературе как важнейшему средству формирова­ния личности ребенка, эстетического и нравственного воспитания юных граждан. И первое требование - широта и многообразие те­матики детских произведений, их связь с действительностью.

Специфика детской литературы должна выражаться не столь­ко в выборе специальных «детских» тем, да еще поданных изоли­рованно от реальной жизни, сколько в особенностях композиции и языка произведений.

Сюжет детских книг обычно имеет четкий стержень, не дает резких отступлений. Для него характерны, как правило, быстрая смена событий и занимательность.

Раскрытие характеров персонажей должно осуществляться предметно и зримо, через их дела и поступки, так как ребенка больше всего привлекают действия героев.

Требования к языку книг для детей связаны с задачей обогаще­ния словаря юного читателя. Литературный язык, точный, образ­ный, эмоциональный, согретый лиризмом, наиболее соответству­ет особенностям детского восприятия.

Особенности ДЛ

1. Ясная идея

2. Яркий, веселый или занимательный сюжет.

3. Четкая композиция.

4. Главный герой должен быть идеальным (есть исключения).

5. Все произведения эмоциональны

6. Язык образный.

7. Искренность, доверчивость, доверчивый взгляд на мир.

8. Тайна, загадка.

9. Воспитательная функция.

В современных условиях трудно переоценить воспитательное значение традиционной высокохудожественной детской книги. Детское восприятие переживает сейчас небывалое давление ви­део-, аудио- и полиграфической продукции коммерческо-развлекательного характера, в основном лишенной какого-либо нацио­нального духа, затрагивающей самый поверхностный, примитивный уровень эмоций и почти не требующей умственных усилий для восприятия. Опора в воспитательно-образовательной деятель­ности на лучшие образцы российской и зарубежной детской лите­ратуры, передающей все богатство и разнообразие мира, позво­ляющей полноценно думать и чувствовать, осознается сегодня как насущная необходимость. Именно научному освещению такой литературы и посвящена эта книга.

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk - «народ» и lore - «мудрость». История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Из глубины веков пришли к нам и мифы, объясняющие законы природы, тайны жизни и смерти в образно-сюжетной форме. Богатейшая почва древних ми­фов до сих пор питает и народное творчество, и литературу.

В отличие от мифов фольклор уже вид искусства. Древнему на­родному искусству был присущ синкретизм, т.е. нерасчлененность разных видов творчества. Мифологическая предыстория фольклора объясняет, почему устное произведение не имело первого автора. С появлением «авторского» фольклора можно говорить о современной истории. Формирование сюжетов, образов, мотивов происходило постепенно и с течением времени обогащалось, совершенствовалось исполнителями.

Для фольклора характерна естественная народная речь, пора­жающая богатством выразительных средств, напевностью. Для фольклорного произведения типичны хорошо разработанные за­коны композиции с устойчивыми формами зачина, развития фа­булы, концовки. Стилистика его тяготеет к гиперболам, паралле­лизмам, постоянным эпитетам.

Любое произведение фольклора функционально - оно было тесно связано с тем или иным кругом обрядов, исполнялось в строго определенной ситуации.

В устном народном творчестве отражался весь свод правил на­родной жизни. Народный календарь точно определял порядок сель­ских работ. Обряды семейной жизни способствовали ладу в семье, включали в себя и воспитание детей. Законы жизни сельской об­щины помогали преодолевать социальные противоречия. Все это запечатлено в разнообразных видах народного творчества. Важная часть жизни - праздники с их песнями, плясками, играми.

Устное народное творчество и народная педа­гогика. Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной при роды, усваивает представления народа о красоте, морали, знако­мится с обычаями, обрядами - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педаго­гики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Коллек­тивная нравственная мудрость и эстетическая интуиция выраба­тывали национальный идеал человека. Идеал этот гармонично вписывается в общемировой круг гуманистических воззрений.

Устное народное творчество духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств – колыбельные, ласковые подговорки и пестушки, прибаутки и потешки. Оказывает благотворное влияние на общение с ребенком, на развитие его речи, помогает ему ориентироваться в пространстве, а также предназначаются взрослым для выражения своей любви к ребенку, нежности и заботы (Сашенька хороший, Сашенька пригожий…; Маша черноброва. «Расти коса до пояса») В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении не сложными средствами решать сложные задачи. Их тексты говорят: ребенок беспомощен, но в нем сила; ребенок для матери, но уже не только для нее, а для мира; ребенок мал, но не глуп. Таким образом, в основу устного народного творчества обращен внутренний мир человека. Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше, оно начинается с колыбельных песенок, пестушек, потешек.

Названия жанров детского фольклора, как правило, связаны с их бытовой функцией.

Все жанры делятся на две группы:

Малые В первой группе выделяются колыбельные песни, призванные успокоить, усыпить малыша. Пестушки и при­мыкающие к ним потешки сопровождают первые движения ре­бенка, его первые игры. Прибаутки предназначаются детям, кото­рые уже способны воспринять их содержание. Заклички, приговорки и присловья, связанные с детским календарным бытом, а также многочисленные считалки и приговоры, сопровождающие игры. Здесь же находят свое место дразнилки, поддевки, скороговорки.

Крупные (песни, былины, сказки)

Колыбельные. В центре всей «материнской поэзии» - дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребен­ка из бодрствования в сон. Из такого опыта и родилась колыбель­ная песня. Здесь сказались врожденное материнское чувство и орга­нически присущая народной педагогике чуткость к особенностям возраста. В колыбельных отражается в смягченной игровой форме все, чем живет обычно мать, - ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и приятно ему. Это «серенький коток», «красная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журав­лик».. Нередко колыбель­ная была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в этой колыбельной отзвуки и древних мифов, и хри­стианской веры в Ангела-хранителя. Но самым главным в колы­бельной песне на все времена остаются поэтически выраженная забота и любовь матери, ее желание оберечь ребенка и подгото­вить к жизни и труду: Будешь жить-поживать, Не лениться работать!

Баюшки-баю, JIюлюшки -люлю!

Спи-поспи по ночам

Да расти по часам

Вырастешь большой

Станешь в Питере ходить

Сребро-золото носить

Частый персонаж в колыбельной песне - кот. Он упоминается наряду с фантастическими персонажами - Сном и Дрёмой. Нередко упоминаются в колыбельных, а также в иных детских фольклорных жанрах и другие животные и птицы.

Народная педагогика включала в колыбельную не только доб­рых помощников, но и злых, страшноватых, иногда не очень даже и понятных (например, зловещего Буку). Всех их нужно было за­дабривать, заклинать, «отводить», чтобы не причиняли они вре­да маленькому, а может быть, даже и помогали ему.

Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, свое композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много перено­сов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания. Самый распространенный вид повтора в колыбельной - аллитерация, т. е. повторение одинаковых или созвучных согласных.

Пестушки, потешки, прибаутки. Как и колыбельные песни, эти произведения содержат в себе элементы первоначальной на­родной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Пестушки (от слова «пестовать» - воспиты­вать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Мать, распеленав его или освободив от одежды, поглаживает тель­це, разгибает ручки и ножки, приговаривая, например:

Потягушки-потягунушки, Поперёк-толстунушки, А в ножки - ходунушки, А в ручки - хватунушки, А в роток - говорок. А в голову - разумок.

Пестушки сопровождают физические проце­дуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с конкрет­ными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определен их функциональностью. Пестушки лако­ничны. «Сова летит, сова летит», - говорят, например, когда машут кистями рук ребенка. «Птички полетели, на головку сели», - ручки ребенка взлетают на головку. Не всегда в пестушках есть рифма, а если есть, то чаще всего парная. Организа­ция текста пестушек как поэтического произведения достигается и многократным повторением одного и того же слова: «Гуси лете­ли, лебеди летели. Гуси летели, лебеди летели...» К пестушкам близки своеобразные шутливые заговоры, например: «С гуся вода, а с Ефима - худоба».

Потешки - более разработанная игровая форма, чем пестуш­ки. Потешки развлека­ют малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность: Тра-та-та, тра-та-та. Вышла кошка за кота! Кра-ка-ка, кра ка-ка, Попросил он молока! Дла-ла-ла. дла-ла-ла, Кошка-то и не дала!

Иногда потешки только развлекают, а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. Назидательный смысл потешки подчеркивается обычно интона­цией, жестикуляцией. В них вовлекается и ребенок. В потешках и в пестушках неизменно присутствует такой троп, как метонимия - замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности.

Прибауткой называют небольшое смешное произведение, вы­сказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмо­ванное. Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существу­ют и вне игры, в отличие от потешек. Прибаутка всегда динами­чна, наполнена энергичными поступками персонажей. В прибаутке основу образной системы составляет имен­но движение: «Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке - туды ж по дорожке». Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов - в виде диалога. Так малышу легче воспринимать переключение действия с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей. На возможность быстрого и осмысленного восприятия направлены и другие художественные приемы в прибаутках - композиция, об­разность, повторы, богатые аллитерации и звукоподражания.

Небылицы-перевертыши, нелепицы. Это разновидности прибау- точного жанра. Благодаря перевертышам у детей развивается чув­ство комического именно как эстетической категории. Этот вид прибаутки называют еще «поэзией парадокса». Педагогическая цен­ность ее состоит в том, что смеясь над абсурдностью небылицы, ребенок укрепляется в уже полученном им правильном представ­лении о мире.

Чуковский посвятил этому виду фольклора специальную рабо­ту, назвав ее «Лепые нелепицы». Он считал этот жанр чрезвычай­но важным для стимулирования познавательного отношения ре­бенка к миру и очень хорошо обосновал, почему нелепица так нравится детям. Перевертыш в игровой форме помогает ребенку утвердиться в уже обретенных познаниях, когда знакомые образы совмещаются, знакомые картины представляются в смешной неразберихе. Нелепицы-перевертыши привлекают комизмом сценок, смеш­ным изображением жизненных несообразностей: «Ехала деревня мимо мужика,Глядь, из-под собаки лают ворота...». Народной педа­гогике этот развлекательный жанр оказался нужным, и она его широко использовала.

Считалки. Это еще один малый жанр детского фольклора. Счи­талками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считал­ки родились в игре и неразрывно с нею связаны. В произведениях этого жанра зачастую использованы потешки, пестушки, а иногда и элементы взрослого фольклора. Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший.

Скороговорки. Они относятся к жанру потешному, развлекатель­ному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной ча­стью в веселые праздничные развлечения народа. Скороговорки всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, обилие аллитераций («Был баран бе- лорыл, всех баранов перебелорылил »). Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется воспита­телями и медиками.

Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички. Все это произведения малых жанров, органичные для детского фолькло­ра. Они служат развитию речи, сообразительности, внимания: «Скажи двести.Двести.Голова в тесте!» (Поддёвка.), «Радуга-дуга, Не дай нам дождя, Дай красна солнышка Колоколицы!» (Закличка.), Мишка-кубышка, Около уха - шишка.» (Дразнилка.) Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем и языческими праздниками. Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекатель­ных песенок.

Более крупные произведения детского фолькло­ра - песня, былина, сказка.

Русские народные песни играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. В детской среде песня бытует с незапамятных вре­мен. В детский фольклор вошли и песни из взрослого народного творчества - обычно дети приноравливали их к своим играм. Есть песни обрядовые («А мы просо сеяли, сеяли...»), исторические (например, о Степане Разине и Пугачеве), лирические. В наше время ребята чаше распевают песни не столько фольклорные, сколько авторские. Есть в современном репертуаре и песни, давно свое авторство потерявшие и естественно втянутые в стихию уст­ного народного творчества.

Былины. Это героический эпос народа. Он имеет огромное зна­чение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал - добра и зла - и о законо­мерной победе добра. Самые известные былинные герои - Илья Муромец. Добрыня Никитич и Алеша Попович - являются со­бирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических пове­ствований - былин (от слова «быль») или старин. Былины - грандиозное создание народного искусства. Присущая им худо­жественная условность нередко выражается в фантастическом вымысле. Реалии древности переплетаются в них с мифологиче­скими образами и мотивами. Гипербола - один из ведущих прие­мов в былинном повествовании. Она придает персонажам мону­ментальность, а их фантастическим подвигам - художествен­ную убедительность.

Сказки. Они возникли в незапамятные времена. Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка все­гда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни по­вествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и пти­цы.

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники древнего миропонимания. Они находят в ска­зочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания. Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнивать ее с ре­альностью, с окружением, в котором существуют он сам, его се­мья, близкие ему люди. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Ребенок должен верить в чудо – фантазировать, воображать. Сказка один из любимых в народе жанров, который возник на основе мифов, легенд, наблюдений за реальной жизнью. Сказки изображают самые разные стороны жизни, рассказывают о самых различных людях, рассказывают о животных и именно сказка как нельзя лучше отвечает запросам детей, соответствует детской психологии.

Вера в чудеса, тяга к добру, вера в волшебство, которое преображает мир. Сказка показывает человеку правильный путь, показывает счастье и несчастье, что может случиться из-за совершенной ошибки. Но тем не менее после ошибки главный герой получает второй шанс, право на удачу. Основная черта сказки – вера в справедливость. Ребенок сравнивает реальный мир и вымыленный, вычленяет ту мысль, идею, которую несет сказка.

По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколь­ко групп, но обычно исследователи выделяют три большие груп­пы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатири­ческие).

В устном творчестве всех народов герои характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Даже если о том или ином положительном персонаже говорится только одним или двумя словами, то эти слова оказываются столь емкими, что в них отражается весь спектр характеристик личности. Традиционные русские характеристики человека (например, «умница и красавица», «красна девица» и «добрый молодец» , «маленький да удаленький»), подчеркивая главные его черты, не сводят сложную природу человека исключительно к названным только качествам. Так, ведущим качеством русской красавицы является ум, а ум, в свою очередь, предполагает наличие также многих умений и сноровки в труде. Высокопоэтическая характеристика «умница и красавица» - это и высокая оценка личных качеств девушки и идеальный образ женщины как конкретная цель воспитания, доведенная народной педагогикой до уровня программы формирования личности. Черты характера «доброго молодца» даны еще более развернуто. Так, например, один из самых любимых народом «добрых молодцов» Илья Муромец - «удаленький», «славный богатырь святорусский», прекрасный всадник, меткий стрелок, благовоспитан («вел поклоны по-ученому»), храбр и смел, народный заступник. Срубил он голову Соловью-разбойнику и сказал:

Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

Тебе полно-тко вдовить да жен молодых,

Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек.

В том же направлении конкретизируются добродетели русского «доброго молодца» в сказках и песнях: он и умен, и красив, и трудолюбив, и честен, и скромен.

Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т.п. В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.п. В личностном идеале всех народов главное - не национальная принадлежность, а общечеловеческие начала.

Вместе с тем народы оценивали многое с точки зрения собственных эталонов. Так, например, до сих пор у чувашей сохранилось выражение «совершенный чуваш», применяющееся для характеристики человека любой национальности, соответствующее их представлению о хорошем человеке, т.е. слово «чуваш» в данном случае тождественно слову «человек». «Совершенный (хороший, настоящий) чуваш» - это русский, татарин, мордвин, мариец, удмурт, это люди, с которыми общался чуваш и которые вполне соответствовали его представлениям о хорошем. У адыгов любовь к Родине - одна из решающих черт совершенной личности, всегда проявлялась вместе с чувством родового и национального достоинства. Даже в самых трудных условиях от адыга требовалось сохранение доброго и честного имени своей семьи, рода, племени и народа. «Своему отцу и матери позор не приноси», «Смотри, старайся не снимать адыгское лицо», т.е. не позорь честь и достоинства адыга.

Воспитание национального достоинства составляло фундамент нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства предполагало и осуждение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами - за доброе имя своего народа. «Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа», - такое благопожелание присутствует в педагогике почти всех народов. Своим поведением не давать повода дурно думать о своем народе, не осквернять священную память о лучших людях народа, своими патриотическими действиями множить славу народа - такими хочет видеть любой народ своих воспитанников и исходя из этого строит свою педагогическую систему. Слава нации создается ее славными сынами. Не зря высокого имени сына народа удостаиваются лишь лучшие его представители: народов плохих нет, но бывают плохими его сыновья.

Чувство национального достоинства предполагает наличие чувства ответственности за достоинство народа, складывающееся веками. Следовательно, национальное достоинство требует быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов. Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения.

Естественным было стремление народов к счастью, которое не мыслилось без стремления к совершенству. Татская сказка «Ум уже счастье» утверждает, что счастье невозможно без ума, что «глупость может все разрушить». Здесь ум объявляется старшим братом счастья: «Брат мой, Ум, теперь я перед тобой преклоняюсь. Признаю, ты выше меня». Подобный сюжет распространен в Индии, а также у евреев как европейских, так и афро-азиатских. Сказка с таким же сюжетом распространена и среди многих народов Дагестана. В ней настоящий аварский джигит умеет ценить женскую красоту, но в то же время на вопрос «Что ты предпочтешь - ум старика или лик красавицы?» отвечает: «В двадцать раз больше я ценю совет старика». Аналогичная дилемма возникает и в армянской сказке «Разум и сердце». Однажды разум и сердце заспорили: сердце твердило, что люди живут для него, а ум настаивал на обратном. Заключение сказки следующее: «Раскаялись разум и сердце в том, что сделали, и дали зарок отныне действовать вместе, решив, что человека делают человеком разум и сердце, сердце и разум». Общие сюжеты и схожая трактовка одного и того же вопроса в сказках разных народов свидетельствуют, что в них главенствующими являются общечеловеческие начала. И народный педагог Ушинский, черпая из источников народной мудрости свои идеи, делает схожий с приведенными выше сказками вывод: «Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне надежный человек».

В русской сказке «Правда и Кривда» об одном из двух братьев сказано, что жил он «правдой, работал, трудился, людей не обманывал, а жил бедно...». Усиление конкретных проявлений правды синонимами - «работал», «трудился» - свидетельствует о том, что, по народному убеждению, правда - в честном труде и она - на стороне трудящихся. Подобные идеи были присущи и другим народам. Национальное при этом сказывалось не в их сущности, а только в форме передачи. Народы в характеристиках положительной и отрицательной личности только дополняют друг друга. Общечеловеческие представления о красоте и добре, о совершенной личности складываются из суммы представлений многих народов, отражая при этом историю, традиции и обычаи народа.

В осетинских сказках «Волшебная папаха» и «Близнецы» раскрываются характерные черты совершенного горца, главные из которых - гостеприимство; трудолюбие в сочетании с умом и добротой: «Одному, без друзей, пить и есть - позор для хорошего горца»; «Когда мой отец был жив, он чурека и соли не жалел не то что для друзей, но и для недругов своих. Я же сын своего отца»; «Пусть счастливо будет ваше утро!»; «Пусть пряма будет твоя дорога!»; Харзафид, «хороший горец», «запряг волов в арбу и работал день, работал ночь. Прошел день, прошел год, и прочь прогнал бедняк свою нужду». Примечательна характеристика юноши - сына бедной вдовы, ее надежды и опоры: «Он отважен, как барс. Подобно солнечному лучу, пряма его речь. Его стрела бьет без промаха».

Следует отметить лаконичность и красоту формы народных сказок. Эстетика формы так же, как и словесные характеристики, передает красоту человеческой личности, идеального героя и таким образом усиливает воспитательный потенциал народных сказок, как одного из средств народной педагогики.

В любой педагогической системе одним из ключевых является понятие "воспитательный идеал". Размышляя о народном идеале воспитания, Г. Н. Волков оперирует понятиями "совершенный человек" и "совершенная личность" . Именно формирование совершенной личности Г. Н. Волков считает лейтмотивом народного воспитания. "Народный идеал совершенного человека, – пишет он, – следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление целей народного воспитания... В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается ему высший образец, к которому он должен стремиться".

Г. Н. Волков отмечает, что представления каждого народа о совершенной личности развивались и конкретизировались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в национальном идеале человеческих совершенств.

Пример . "Настоящий джигит" башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского "доброго молодца" родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т.п.

В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.д.

По наблюдениям Г. Н. Волкова, у некоторых народов, в частности, у адыгов, любовь к Родине – одна из решающих черт совершенной личности – "всегда проявлялась вместе с чувством родового и национального достоинства... Высокое чувство национального достоинства предполагало осуждение и отклонение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами – за доброе имя своего народа. “Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа” – такая идея, часто высказываемая в виде благопожеланий, присутствует в педагогике почти всех народов".

У каждого парода имеется своя система нравственных совершенств: у чувашей – это "семь благ" или "семь заповедей", у бурятов "девять доблестей" и т.д. "Стремление человека к совершенству, – пишет Г. Н. Волков, – естественно. Само это стремление – внутренний стимул к прогрессу человека и человечества".

От национального идеала совершенного человека он переходит к общечеловеческому идеалу воспитания, который "не может быть создан одним народом. В характеристиках совершенного человека народы не противоречат, а дополняют друг друга. Общечеловеческие представления о нравственности, красоте, уме складываются из суммы представлений многих поколений, многих народов; идеал совершенной личности также может быть объективно представлен только как гармоническое единство мыслей разных народов о хорошем человеке".

Одним из ключевых в народной педагогике является формирование у детей чувства уважения к другому народу, его традициям и культуре, но прежде этого у учащегося должно быть сформировано национальное самосознание и чувство собственного достоинства. "На основе собственного самосознания, – пишет Г. Н. Волков, – благодаря сравнению с самим собой, умению ставить себя на место других, на собственном личном примере – на своем национальном достоинстве – человек учится понимать, уважать и ценить национальное достоинство другого человека любой национальности, ибо невозможно по-настоящему оценить в другом то, что отсутствует в тебе самом".

Методологические подходы к сущности этнопедагогических явлений выстраивались на основе конкретного исторического анализа, в максимальной мере учитывалось то, что традиционная культура воспитания обусловлена своеобразием социокультурного и исторического развития жизни этноса. Этнопедагогические явления рассматривались с учетом связи истории с современностью, как диалектические проявления общего, особенного и частного, в русле системного подхода к анализу явлений воспитания и образования.

В жизни казахского общества женщина занимала особое положение.

Искусство казахских женщин в рукоделии, умение создавать прекрасное в быту отмечали многие видные деятели науки, искусства.

Лидирующее положение мужчин определялось природой и социальными ролями мужчин и женщин, их специфическими обязанностями в жизни: мужчина - защитник и добытчик, женщина - хранительница очага и продолжательница рода. Такое распределение функций лишало женщину экономической, юриди­ческой, бытовой самостоятельности, ставило ее в зависимость от мужчи­ны, который владел основными орудиями труда.

Характеристика эстетического идеала женщины - казашки в эпических произведениях имеет свои особенности. Заметим, прежде всего, то, что героини национального фольклора необыкновенно красивы. Порт­ретная характеристика героинь является одним из приемов художествен­ного словесного искусства, используемого для раскрытия глубины идеала женщины. Образ героинь воссоздается на основе раскрытия их всесто­ронней деятельности, направленной на благо людям. Высоко нра­вственны и прекрасны те героини, поступки которых направлены на ут­верждение жизни, добра, красоты и счастья на земле.

Далее народ высоко ценил роль труда в воспитании детей. Воспитание юной смены осуществлялось не в образовательных учреждениях, а на пастби­ще, в мастерской, за рукоделием, в процессе самообслужива­ния детей, т.е. в труде на благо семьи и общества.

Эстетическая сущность труда проявлялась с особой си­лой, когда процесс труда организовывался как система с ярко выражен­ными и взаимодействующими структурными элементами, осуществлялся непрерывно, с учетом возраста детей. Народная педагогика считала, что обучающая и воспитывающая эффективность труда зависит от результа­тов труда, несущего моральное удовлетворение и вызывающего эстетиче­ское наслаждение.

Народ эмпирическим способом, путем проб и ошибок, создал и непре­рывно совершенствовал свою систему трудового воспитания, не послед­нюю роль в которой играл эстетический аспект труда.

Ведущим элементом трудового воспитания выступала цель труда. Она могла быть представлена в нескольких видах: как личная или коллектив­ная установка, как конкретное трудовое задание, как стремление лично­сти к приобретению знаний, навыков, способов деятельности, как нравст­венно-эстетическое развитие детей, т.е. формирование моральных ка­честв, умения видеть красоту окружающего мира и создавать ее в труде, проявлять творчество в труде. Все эти элементы как цели воспитания в труде решались в единстве, взаимосвязи.

Народные воспитатели приобщали своих воспитанников к доступным формам труда, к осознанию того, что в обществе любой труд - не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека духовно-эстетическими ценностями. Эстетическое отношение детей к труду стимулировалось, активизирова­лось по мере того, как ребенок приобретал сноровку, систему умений, что способствовало его самоутверждению, давало возможность почувство­вать себя ловким, умелым, сильным и полезным. Все это порождало у де­тей ощущение и переживание высшей эстетической радости от самостоя­тельно сотворенной красоты труда.

Люди считали, что труд воспитывает, в том числе нравственно и эстетически, когда ребенок с помощью взрослых органи­зует свою деятельность в соответствии с идеальной моделью или образом трудового процесса. Вот почему народ считал, что прежде, чем поручить молодому человеку какое-либо дело, ему необходимо показать, как нуж­но это делать в идеале. Демонстрировались лучшие образцы работы, приемы творческого отношения к делу. Идеальная сторона труда связы­валась с морально-эстетическими представлениями человека о своей дея­тельности. Только в этом случае они доставляют человеку эстетическое насла­ждение. В народе это осознавали, это и считали, что "Без труда человек не познает радости", "Труд - мать счастья", "Труд - радость жизни" , "Человека ценят по его делам", "Человека украшает труд"

Казахи придавали большое значение эстетическому качеству результатов труда, поэтому, что для них предметы быта, орудия труда, окружающие вещи имели не только потребительскую, но и эсте­тическую ценность. Обучая детей какому-либо ремеслу, повседневной работе взрослые заботились о том, чтобы вещь была сделана удобной, добротной, красивой, т.е. отвечала бы и эстетическим требованиям. У казахов от природы было развито чувство меры, цвета, формы, симметрии. Об этом свидетельствует одежда, украшения. Несмот­ря на то, что жизнь казахского народа была нелегка, все же закон единства труда и красоты проявлялся во всех сферах деятельности. Этот закон имел нравственную направленность: красота не отделялась от нравствен­ности. Трудолюбия им было не занимать, а вдохновение они черпали у природы.

Внесению элементов прекрасного в условия трудовой деятельности и в результаты трудовой деятельности способствовали народные трудовые песни, непосредственно связанные с трудовыми циклами, процессами. Они облегчали труд, снимали усталость, улучшали настроение. Песни были призваны скрашивать долгую и монотонную работу, снимать усталость и развле­кать работающих, способствовать взаимопомощи в труде. Тем самым они выполняли функции нравственного воспитания.

В эстетическом воспитании подрастающего поколе­ния важную роль играли трудовые обряды, обычаи. Благодаря тому, что в них принимало участие множество людей, дети видели как окружающие относились к работе, убеждались, как высоко ценит труд сам народ -труженик.

Таким образом, трудовая деятельность, постепенное привлечение и приучение детей к труду с раннего возраста являлись могучим средством эстетического воспитания.

В основу формирования совершенного человека народная педа­гогика казахского народа положила воспитание подрастающего поколения в труде. Именно труд являлся мерилом человеческих ценностей.

Далее содержание эстетического воспитания в народной педа­гогике обусловливалось влиянием уникальных природных условий и жизнедеятельности на духовный мир казахов. Высшие нравственно-эстетические ценности формировались под влиянием воздействия пре­красного в природе. Именно природа Казахстана являлась тем фундаментом, на котором вырабатывалось эстетическое отношение к окружающим лю­дям, труду, быту, искусству. Казахстанская земля, отличающаяся красотой и щедростью оказывала облагораживающее влияние на характер людей, их поведение, на образ жизни в целом.

Народ считал землю живым существом, причем существом самым чистым и священным. Может поэтому, строжайше запрещалось плевать на землю, выливать на нее кипяток, мусорить. Старшие учили детей относиться к земле с почтеньем, не тревожить, не будить ее, иначе непременно навле­чешь на себя ее проклятье.

Заинтересованное отношение к природе со стороны детей объяснялось тем, что она откры­валась им раньше, чем мир человеческих отношений, сущность прекрас­ного. Народ справедливо считал, что дети острее чувствуют свое единст­во с природой, полнее осознают себя частичкой природы, поэтому она понятна и близка им. Что бы ни делали дети - пасли ли стадо овец, коров или маленьких гусят, ходили на поиски сухих веток или собирали дикие ягоды, ночевали с конями в поле или на лугу у ро­мантического костра - все больше они ощущали свою неразрывную связь с природой, с такой загадочной, вечно обновляющейся, вместе с тем род­ной и близкой. Они все больше понимали, что природа для них - вторая мать. Она дает им все необходимое.

Живя в прекрасных природных условиях с раннего детства и испытывая при этом радость, восхищение и гордость, казахи обретали привязанность к родной земле, проявляли любовь к ней. Особое заинтересованное отношение к ней проявлялось у детей, когда они обретали способность любоваться и очаровываться ее красотой. В процессе эстетического переживания дети и взрослые, не­смотря на то, что были людьми сдержанными, самозабвенно и глубоко отдавались этому удивительному состоянию восторга и благоговейного умиления. Эстетическое отношение детей и взрослых к природе рождало и развивало у них духовно нравственное отношение к ней. Старшие гово­рили, обращаясь к детям: "Берегите степь и горы, они не только наши, но и тех, кто придет после нас". Дети постепенно понимали, что доброе отношение к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства и кра­соты. Нанесение вреда природе, загрязнение лесов, озер, рек, бездумное использование ее богатств есть великое зло.

Проявляя любовь к окружающей природе и стремлении воспитывать ре­бенка с помощью ее красоты, родители, при выборе имени обращались к названиям небесных светил: "Жулдыз" (Звезда), "Айжан" (Луноликая), названиям растительного и животного мира: "Гульнар" ("Цветок"), "Марал" ("Лань"), "Бота" ("Верблюжонок"), названиям драго­ценных камней, металлов: "Алтын" ("Золотая"), "Алтынкыз" ("Золотая девушка), "Алтыншаш" ("Златовласая"). Такие имена, также соответство­вали представлениям степняков о женской красоте. Природа подсказы­вала им, какой должна быть женская красота, сравнивали ее с прелестны­ми цветами, лучезарными небесными светилами. Такие имена, как "Аслан" ("Лев"), "Жолбарыс" ("Тигр"), "Айбар" ("Отважный") и др. обязывали детей быть бесстрашными, храбрыми, верными, ласковыми, а также прививали чувство любви ко всему прекрасному, что создала природа.

С древнейших времен природа с ее вечно обновляющейся красотой, за­гадками и тайнами отражена в мифах, полных поэтических образов. Уст­ное поэтическое творчество изобилует описаниями величественно - пре­красной казахской природы: высокие горы, глубокие ущелья, дремучие леса, отвесные скалы и бескрайние степи, озёра, стремительные бурные реки. Описание природы в устном по­этическом творчестве раскрывает торжественность изображаемой карти­ны, величие поступка героя, неотразимую красоту героини и др. Природ­ные явления в народном фольклоре выступали в качестве параллели или аналогии с жизнью человека, общества. Такие параллели помогали глуб­же воспринимать красоту и природы, и человеческих отношений. Гор­дость и независимость орла, нежность и чистота лебедя, комичность ин­дюка, верность и стремительность коня, хитрость лисы, беззащитность ягненка, трусость зайца - все это в своем нравственно - эстетическом значении имело вполне определенный человеческий смысл. Так, со львом сравнивали бесстрашного и сильного воина, с медведем сравнивают сильного и храброго, но неповоротливого человека. Трусу советуют съесть медвежье сердце, чтобы обрести храбрость. С конем сравнивают человека непобедимого, решительного и имеющего красивый стан. Соба­ке приписывается верность и ум. Таким образом, все эти образы имели нравственно эстетический смысл, качества присущие людям.

Природа становилась основой искусства орнамента. Типичные черты местности, флоры и фауны родного края накладывали отпечаток на все декоративно прикладное искусство народа. Прекрасное в природе нахо­дило отражение в народном быту, домашней утвари, национальных кос­тюмах, войлочном промысле, вышивках, орнаментах, где чудно сплета­лись в рисунках и ярком колорите цветов мотивы родной природы.

Всеобщая гармония, царящая в природе Казахстана, накладывала отпеча­ток на всю народную педагогику. Педагогические знания народа находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с пред­ставлением народа о красоте. Особенность природы, в которой протекала жизнь казахов, влияла на формирование черт народной педагогики и педа­гогического опыта масс. Чарующая природа, в окружении которой росли дети, красота, гармония, обилие света, цвета, звуков не оставляла никого равнодушным к прекрасному, светлому, возвышенному. Любовь к род­ной природе, чувство восхищения и гордости за нее, делали детей, всех жителей лучше, чище, выше.

В многогранных связях материальной и духовной сторон общественной жизни казахского народа следует рассматривать их художе­ственное творчество. Особенно неотделимы от народного быта его при­кладные формы. Вещи народного быта рождались как из практических потребностей, так и из эстетических запросов. Изготовляя вещь для соб­ственного употребления, мастер на высоком профессиональном уровне наделял ее особыми эстетическими чертами. Несмотря на то, что в изде­лиях народных умельцев сравнительно редки собственно изобразительные формы, сами вещи, их формы и украшения часто оказывались опоэтизи­рованным осмыслением природы, жизненных явлений, народных тради­ций, норм и правил поведения. Преображенные творческой силой красо­ты лучшие вещи крестьянского быта можно отнести к высокому рангу искусства. Им присущи и совершенство техники, и художественная выдумка оформления.

В числе наиболее распространенных видов декоративного искусства были ковроделие, гончарное производство, швейное искусство, резьба по камню. Орнаментная резьба, богатая своими формами, образуя сплошной узорчатый ковер, имела большую пластическую целостность и красоту и своей неповторимой ажурностью, замысловатым узором. Все это воспитывало чувство прекрасного, стрем­ление к добру.

Одним из ценных видов народного творчества швейное искусство, связанное с украшением традицион­ного женского и мужского костюма. По мере развития общества создава­лись народные обряды по поводу рождения и смерти людей, объявления войны или заключения мира, по случаю свадебных церемоний. Участие в обрядах связывалось с народными костюмами. Дифференциация, моди­фикация одежды способствовала обогащению общенациональных форм искусства через взаимопроникновение отдельных элементов. Это отрази­лось и в дошедшем до нас художественном оформлении одежды и укра­шений. Направленная на удовлетворение разнообразных жизненных по­требностей в лучших своих образцах одежда казахского народа проникнута своеобразным художественным вкусом.

Одежда - это своеобразная отрасль народного художественного твор­чества, которая тесно смыкалась с жизненным укладом, обычаями, нравами.

В одежду органической частью входили оружие и металличе­ские украшения.

Заключение.

Эстетические идеалы казахского народа не являлись раз и навсегда заданными, застывшими нормами. Они развивались, совершенствовались как образцы, определявшие перспективу развития личности. Гуманисти­ческие нравственно- эстетические идеалы выступали в качестве мотива, установки для совершенствования личности. Эти идеалы связывали по­коления, устанавливали преемственность лучших гуманистических тра­диций в воспитании.

Литература

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие - М.: Изд. центр "Академия", 1999, 263с.

2. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов – на- Дону: Феникс, 2000.- 448с.

3. К.Ж.Кожахметова Казахская этнопедагогика: методология, история, практика. – Алматы, 1998
4. Жарыкбаев К.Б., Калиев С.К. История каз.педагогики и психологии. Учеб.пособие Алма-Аты, 1995.

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал. Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует "тоску по идеалу".

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально - в самом примитивном виде - возникла в глубокой древности, хотя, конечно, "человек совершенный" в идеале и действительности гораздо младше "человека разумного" (первый возникает в недрах второго и является частью его). Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных "педагогических" действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности. По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества "люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели (выделено мной. - Г.В.) и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним". Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей "все более высоких", то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания. Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой - содействовали этому совершенству.

Формирование совершенного человека - лейтмотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть "самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение", служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности.

Само понятие совершенства претерпевало историческую эволюцию вместе с прогрессом человечества. Первые проблески сознания предков человека связаны с инстинктом самосохранения; из этого инстинкта в последующем выросла осознанная забота об укреплении здоровья и физическом совершенствовании (по Коменскому - о гармонии в отношении тела). Труд создал человека. Стремление к совершенствованию орудий труда пробуждало внутреннее стремление к самосовершенствованию. Уже в самых примитивных орудиях труда начинают проявляться элементы симметрии, порожденные не только стремлением к удобству, но и к красоте. В борьбе за существование предки человека встречались с необходимостью согласовывать свои действия и оказывать - пусть в первое время и неосознанно - друг другу помощь. Сама вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека с нею делали естественным совершенствование отдельных качеств человеческой личности. Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Самые примитивные орудия труда одновременно были уже носителями и зарождающейся примитивной духовной культуры: стимулировали первые проблески сознания, вызывая напряжение сумеречного ума прачеловека; не только руки различали удобство и неудобство каменного орудия труда, но и глаза начинали замечать привлекательность удобного, и эта избирательность была началом примитивного чувства прекрасного.

Совершенствование индивида оказывалось обусловленным двумя величайшими приобретениями человеческого рода - наследственностью и культурой (материальной и духовной). В свою очередь, прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры, шло в человеке и вне его, в человеческом общении.