«Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях». Материалы урока. Примерный учебный план курса Семья в различных культурах конспект

МОУ СОШ с. Архангельское

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Разработка урока в 5 классе

Учитель: Шестерина Людмила Геннадьевна

Педагогический стаж 21 год

2010 год.

Тема: Семья, семейные ценности.

Цель: формирование у детей понятия «семья» и «семейные ценности».

Задачи:

    Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье; подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают.

    Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять

существенное, обобщать; способствовать развитию

коммуникативных качеств, умению работать в группе.

    Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям представителей разных культур.

Оборудование: мультимедиа проектор, фотографии священных книг и семьей

разных религиозных культур, текст притчи и стихотворения,

отрывки из источников разных религиозных культур,

альбомы, цветные карандаши и маркеры 4 цветов.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Дети встают в круг. Учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.

Из глубокого колодца (руки “О”)

Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой)

Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)

Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

Новый день оно начнет (руки вниз широко).

Учитель: С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

2. Обсуждение выполнения домашнего задания.

- Какое определение вы дали слову «милосердие»? А ваши родители как считают? (работа со словариками)

- Какой мир – милосердный или враждебный - помогает устанавливать принцип «Как ты к нам, так и мы к тебе»?

- Как научиться милосердию?

- Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди?

3. Актуализация знаний.

Выбрать качества, которые характеризуют милосердного человека.

доброта

жадность

3. сопереживание

лень

лицемерие

вежливость

лживость

хвастовство

дружелюбие

10. сочувствие

11.

зазнайство

12.

грубость

Ключ:

С ПЕ ЛРМ ОХЬЯ ОЙ

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? СЕМЬЯ .

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей.)

4. Работа над новой темой.

А) Как вы думаете, на чём держится семья? (Семейные ценности)

Работа в группах.

Чтение и обсуждение притчи.

« В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…

Какое это слово? (« ПОНИМАНИЕ».)

Каждая группа выдвигает свои предположения.

Б) Работа с источниками в группах. (Приложение № 1)

Ученики делятся на 4 группы, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети получают источники, из которых должны выписать семейные ценности. Затем идёт обмен информацией между группами.

В) Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)

Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (да, но они незначительны).

Давайте составим общие семейные ценности.

5. Закрепление основных понятий урока.

Составление семейных заповедей.

Какая семья называется дружной?

О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.

« Как появилась дружная семья».

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?) Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и если надо простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей. И т. д.

6. Рефлексия.

На доске записаны незаконченные предложения .

Мама и папа для меня самые…

Я доверяю свои тайны…

Я люблю бабушку за то….

Свою семью я считаю…

Родным я хочу пожелать…

7. Домашнее задание.

Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.

Подобрать пословицы о семье, можно разных народов.

Вопросы на странице 75 учебника.

Написать сочинение о своей семье (по желанию)

Приложение № 1.

Семья в исламской религиозной культуре.

В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).

Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?

Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.

Семья в иудейской религиозной культуре.

Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему - важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции - любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.

Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание - и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых - Сам Всевышний.

Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».

Семья в православной культуре.

Cемья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.

Любовь - основа основ семьи и православия.

Семья в буддистской религиозной культуре.

Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.

Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям

Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГБОУ СОШ №270 Красносельского района Санкт- Петербурга им. А.Е.Березанского Презентация проекта «Тема семьи в русской культуре». Выполнил: ученик 2«Б»класса Киселев Руслан Руководитель: Киселева Е.В. Санкт - Петербург 2017 год

Цель проекта: исследовать области русской культуры, в которых раскрывается тема семьи. Задачи проекта: 1. Определить понятия «семья» и «культура». 2. Выделить области русской культуры, в которых встречается тема семьи. 3. Собрать в сети Интернет материал по теме. 4. Оформить собранный материал в виде презентации. 5. Представить презентацию слушателям.

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова: «Семья- группа живущих вместе близких родственников». «Культура- совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей».

Что обозначало слово «семья» в древности? Здесь выделяется корень- сЬмь. Но это- не числительное. Словом сЬмь в глубокой древности славяне называли «личность». Древнейшее значение у этого слова было «большая семья, в которую входили родственники», иными словами- только «свои».

Через устное народное творчество до наших дней дошло множество пословиц и поговорок о семье: 1.Человек без семьи, что дерево без корней. 2.Семья сильна, когда над ней крыша одна. 3.В хорошей семье хорошие дети растут. 4.Вся семья вместе, так и душа на месте. 5.На что клад, когда в семье лад. 6.В родной семье и каша гуще. 7.В большой семье и сам большой.

Тема семьи часто звучит в русских народных песнях, частушках, колыбельных: Песни: Было у матушки 12 дочерей. Миленький ты мой. Степь да степь кругом. Частушка: Говорит лентяйке мать: «Убери свою кровать!» А лентяйка: «Маменька, Я же еще маленька». Колыбельная: Баю-баю, баенки, Я скатаю валенки Сыночку на ноженьки Бегать по дороженьке.

О взаимоотношениях в семье повествуют русские народные сказки.

Поделки народных промыслов часто изображают сценки семейной жизни.

О жизни русских семей мы узнаём из произведений русских писателей и поэтов: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова, М.Горького и многих других.

Русские художники разных эпох посвящали свои полотна русским семьям, изображая их в богатстве и бедности, в горе и радости, в труде и на отдыхе.

Известные деятели России касались темы семьи в своих изречениях: Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. /А.С. Пушкин/ Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. /Л.Н. Толстой/ Укрепляй семью потому, что она- основа всякого государства. /Александр III/

С 8 июля 2008 года в России принято отмечать праздник День семьи, любви и верности. Символом праздника является ромашка.

История праздника «Всероссийский день семьи, любви и верности» учреждён в России по инициативе жителей города Мурома в память о святых супругах Петре и Февронии, живших долго и счастливо и умерших в один день- 8 июля 1228 года.

Семья- любви великой царство. В ней вера, праведность и сила. Семья- опора государства, Страны моей, моей России. Гимн семьи. Илья Резник.

Спасибо за внимание!


Семья - это многогранное понятие, а семейные традиции складываются на протяжении многих веков. Традиции - это основа, которая объединяет членов семьи. У каждого народа на планете имеются собственные взгляды и представления о семье и семейных традициях, познакомиться с которыми не только интересно, но и поучительно.

Ценность традиций

Опыт, накопленный предыдущими поколениями, передается потомкам и позволяет укрепить духовную связь между ними. Богатый опыт, знания и обычаи предков делают семью счастливой. В ней с самого раннего возраста дети учатся уважать старших, понимают ценность семейных традиций и важность их сохранения. С возрастом такой человек осознает духовную связь поколений.

Ценность семейных обычаев и традиций заключается в том, что они позволяют создать гармоничные отношения между ее членами. Бабушки и дедушки - важное звено, благодаря которому можно наладить связь поколений и познакомиться с историей семьи. Эти люди, как правило, располагают временем и всегда готовы к общению. Они способны помочь разобраться в возникающих проблемах и посочувствовать. Благодаря их опыту и мудрости можно избежать ошибок и досадных недоразумений.

Семейные традиции разных стран имеют определенные отличия и особенности, но некоторые из них интернациональны и не зависят от места проживания людей и обычаев, сложившихся исторически.

Россия

Как правило, многие обычаи имеют глубокие исторические корни и в России это заметно как нигде. Бережное отношение к семейным реликвиям - одна из традиций, которая сохранилась и в наше время. Семейные реликвии передаются из поколения в поколение и укрепляют связи как с прошлым, так и в настоящем между членами семьи.

Обычная на первый взгляд процедура - мытье в бане, для русских людей стала ритуалом. Она превратилась в событие, которое способствует укреплению отношений в семье и объединению всех ее членов.

Цель создания семьи в России заключается в рождении детей, их воспитании и передаче накопленного опыта и знаний, культуры и нравственности. Привитие любви к труду через игры делает детей помощниками для родителей. В прошлом ребенок в 15-16 лет имел все необходимые навыки, которые нужны для самостоятельной жизни.

Традиционно центральная фигура в русской семье - это мужчина, который заботился о ее членах и был основным добытчиком. Семейное благополучие полностью зависели от него, поэтому он имел право распоряжаться имуществом и был представителем семьи при защите ее интересов.

Женщина - хранительница домашнего очага, которая почиталась в семье. Ей нужно было приносить подарки, чтобы обезопасить от козней злых духов. Домашнее хозяйство и воспитание детей - основные ее обязанности. За дочь и ее поведение отвечала мать, а за сыновей, достигших десятилетнего возраста, отвечал отец. В русской семье почитание старших и беспрекословное им подчинение — одна из основных традиций.


Китай

Для китайцев семья - это собственное государство. Его глава - отец, который имеет неограниченную власть. Так сложилось исторически, что на семейные традиции в Китае оказали существенное влияние различные культуры и религии. Несмотря на это, для них высшая добродетель - дань уважения предкам. Культ главы семьи сохранялся и после его смерти.

В Китае сыновья - основные наследники, между которыми все имущество, завещанное отцом, делится поровну. Это нередко приводило к конфликтам и разногласиям между ними.

Репутация семьи для китайцев имела огромное значение. Для ее защиты мужчины шли на войну и погибали. В настоящее время неизменными китайские семейные традиции сохранились в древних династиях.


Индия

Семейные индийские традиции сформировались во времена, когда общество было разделено на касты. Только представители одной касты имели право заключать браки, причем социальный статус жениха должен быть выше, чем у невесты. О разводах или повторных браках в этой стране речь не идет вообще - они запрещены.

Сложившееся мнение о том, что во всех индийских семьях много детей, не соответствует истине. Единственное исключение - это семьи, в которых очень хотят мальчика.

Аборты в Индии разрешены, однако к ним практически никто не прибегает. На законодательном уровне запрещено до рождения ребенка знать его пол. Детям родители отдают много времени, занимаясь их воспитанием. Полное подчинение отцу - основной закон для подрастающего поколения, поэтому и выбор пары - привилегия главы семьи. Несмотря на большие преобразования в стране в общественной сфере, они практически не коснулись семейных традиций.


США

В этой стране настолько переплелись традиции и культура большого количества народов, что о каких-либо общих традициях не может быть и речи. Однако все не так просто - в США не только каждый штат, но и город или район имеет собственные нерушимые традиции.

Американские семейные традиции довольно своеобразные и заслуживают внимания. Супруги - это два независимых на финансовом уровне субъекта, каждый их которых имеет собственный банковский счет и распоряжаются этими средствами на свое усмотрение. Кроме этого, предусматривается и общий семейный счет, необходимый для совершения крупных покупок и покрытия расходов на детей.

Совершеннолетние дети живут отдельно и у них собственная жизнь. Базовыми понятиями в воспитании подрастающего поколения американцев является любовь к родине, почитание старших и любовь к родителям. Довольно часто традиции не позволяют браку разрушиться.


Бразилия

В Бразилии социальное расслоение очень заметно, но, несмотря на это, их объединяет одно — крепкие семейные традиции. При появлении у дочери парня ее родители стараются наладить с ним добрые отношения. Общие семейные ужины - один из способов сблизиться и найти общий язык. Отношения между родственниками настолько крепкие, что любое семейное событие - это повод собраться вместе всей многочисленной родне.

Роли каждого члена бразильской семьи четко распределены, круг обязанностей мужчины и женщины разграничен. Только в редких случаях делаются исключения из этого правила. С юного возраста девочки начинают приобретать навыки, необходимые для женской работы, и ухаживают за младшими детьми. Они рассматриваются как потенциальные невесты уже в возрасте 13 лет, а в 15 выходят замуж. Мальчик - это будущий глава семьи, поэтому он получает хорошее образование, которое соответствует социальному статусу.


Швеция

Швеция в прошлом - патриархальная страна. Девочка должна была подчиняться отцу, а выйдя замуж - мужу. Современная шведская семья - это союз равноправных людей, а родители проявляют внимание и заботу о детях. Расходы в семье, как правило, делятся между супругами поровну. Шведский отец - это образец для подражания, а при разводе мужчины исправно платят алименты, и до их взыскания дело не доходит. Шведские дети воспитываются в духе свободы и их личность не ущемляется. О телесных наказаниях родители могут и не помышлять - они запрещены законом. При нарушении прав ребенка сам малолетний пострадавший может подать на родителей жалобу в полицию.


Австралия

Для жителей Австралии семейные традиции и ценности не играют такой большой роли как для других народов. Для них нормальное явление - редкие встречи по большим праздникам. Общения между родными может не происходить длительное время, так как место расположения работы определяет место жительства, которое с легкостью может быть изменено.

Бракосочетание для австралийцев - формальная процедура, которая не сопровождается пышным праздником. Для проведения этого мероприятия затрачивается минимальная сумма денег.

Любопытно, что семейный отдых - это мероприятие с низким бюджетом. Отдых в компании мужчин проводится с размахом и нередко включает в себя экстремальные развлечения.


Норвегия

Общество в Норвегии воспринимает беременность у женщин как естественное состояние, которое не считается чем-то исключительным. При этом будущий отец бережно относится к женщине, посещает вместе с ней врача и присутствует при рождении ребенка. Информация о беременности не скрывается от окружающих, а родственники могут увидеть появившегося на свет малыша сразу же после рождения. Подарки ребенку еще до его рождения не относятся к плохим приметам, вещи для него собирают сразу после наступления беременности. Подходы к воспитанию детей в разных регионах Норвегии отличаются, но их объединяет одно - строгость родителей.

Взаимная помощь членов норвежской семьи - ее основа. Задача родителей заключается в заботе о подрастающем поколении, которое впоследствии служит их опорой. Братья и сестры очень дружны, проводят вместе много времени, а общие интересы объединяют их. Общение родителей и детей происходит на равных, причем закрытых тем практически не существует.

Равноправие - основной постулат не только в семье, но и в стране в целом. В это понятие входит и гендерное равноправие - различий по половому признаку не существует. Мальчики и девочки играют одинаковыми игрушками, а становясь взрослыми, они вправе выбирать себе любую профессию.

В семье не существует обязанностей исключительно мужских или женских - все ее члены могут выполнять любую работу по дому. Нередко женщины берутся за непосильную мужскую работу, так как понятие "мужская помощь" не существует.

Согласно норвежским законам, трудоспособный возраст заканчивается в 67 лет, поэтому у бабушек и дедушек остается много времени на общение с внуками и их воспитание. Как правило, они не вмешиваются в семейные дела своих детей.


Финляндия

Спокойствие и уравновешенность - часть характера финнов, поэтому детей учат быть сдержанными, но решительными, а перед тем как совершить поступок - взвесить все за и против. Мужчины и женщины имеют одинаковые права и даже при встрече жмут друг другу руку. Отказ от такого приветствия может оскорбить человека.

В финском обществе приняты теплые отношения между людьми, но детей учат общаться без панибратства. Совместный досуг у финнов отличается разнообразием и может включать не только пикники и походы в кино, но и совместное чтение книг.


Италия

Итальянская семья отличается очень тесными отношениями. Дети в зависимости от пола воспитываются по-разному. Мальчики находятся в привилегированном положении - их балуют и опекают. Такое отношение объясняет привязанность мужчин к своим мамам. Дочери — в перспективе хранительницы очага и им не до баловства, так как в будущем придется иметь трезвый взгляд на разные жизненные ситуации.

Знакомство невесты с родителями жениха проходит в дружелюбной атмосфере. Удача будет сопутствовать женщине, если она понравиться матери жениха.

Родственные отношения в Италии возведены в высшую степень. Они относят к родственникам не только людей, близких по крови, но и всех, кто хоть как-то связан с их семьей. При принятии важных решений участвуют все члены семьи. При этом может собраться многочисленная и шумная компания. Даже при возникновении разногласий все останется в семье.


Формирование семейных традиций

В семье постоянно происходит формирование различных семейных традиций. Люди даже не подозревают об их существовании, а они уже сложились. Совместные праздники, встреча одного члена семьи с работы или прогулки по парку - все это часть семейных традиций.

Рутина - это враг гармоничных семейных отношений, поэтому можно смело придумывать нововведения и обычаи. Вариантов множество: от создания генеалогического дерева до книги, в которой родные будут заносить информацию о приятных моментах жизни.

Очень часто люди теряют свои корни, поэтому восстановление связи с предками - важная задача, решение которой позволит укрепить семью. Сохранение традиций, их соблюдение и передача следующему поколению - залог крепкой и дружной семьи.

для учащихся старших классов

общеобразовательных школ

“Этика и психология семейной жизни”

№№ разделов

Разделы и темы

10-й класс

Семья в свете духовно-нравственых

и культурных традиций общества

1. Семья в различных культурах

2. Нравственные нормы брака в христианской культуре

Личность и семья

1. Психология личности

2. Роль семьи в воспитании личности

Особенности межличностных отношений юношества

1. Психология межличностных отношений

2. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек

3. Культура воздержания

4. О товариществе и дружбе

5. Любовь как высшее человеческое чувство

Брак и семья

1. Что такое готовность к браку

2. Здоровье супругов и будущего потомства

3. Семья и ее функции

4. Особенности молодой семьи

11-й класс

Основные ценности семьи

1. Нравственный климат семьи

2. Воспитание трудом

3. Семейный досуг

4. Потребности и бюджет семьи

5. Эстетика быта

6. Причины и последствия разлада семейных отношений

Семья и дети

1. Незаменимость семьи в воспитании детей

2. Эгоизм детей

3. Типичные недостатки семейного воспитания

10-й КЛАСС

Введение

Раздел первый

СЕМЬЯ В СВЕТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ

И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ОБЩЕСТВА

1. Семья в различных культурах.

Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей.

2. Нравственные нормы брака в христианской культуре .

Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья - “малая Церковь”, глава которой - муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака.

Народные традиции русской православной семьи.

Устои и обряды народной жизни. Устроение домашнего очага. Жизненный круг в преданиях и обычаях наших предков.

Раздел второй

ЛИЧНОСТЬ И СЕМЬЯ

1. Психология личности.

Иерархическое строение личности. Дух, душа, тело. Направленность личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви.

Самосознание личности. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Вера.

Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности. Творческая индивидуальность.

Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора.

2. Роль семьи в воспитании личности .

Важнейшая задача семьи -формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.

Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.

Урок ИКРК «Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях»

Целевая аудитории: обучающиеся 5 класса.

Цель: формирование у детей понятие «семья» и «семейные ценности» в различных религиозных традициях.

  • Конкретизировать обучающимися понятия «семья», «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье; подвести обучающихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают.
  • Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, уметь работать в группе.
  • Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям различных культур.

Методы и приемы: словесные, практические, диагностические.

Основные термины и понятия по теме: семья, семейные ценности, традиции.

Оборудование: компьютерные презентации, проектные работы обучающихся, раздаточный материал, карта Российской Федерации.

Ход урока

Обучающиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной принадлежности (деление при помощи разноцветных карточек).

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми, улыбнемся друг другу и начнем работать. (Слайд 4)

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» -
Что получится? (Семья)

Мотивация.

Учитель: В начале нашего урока предлагаю вам послушать сказку и подумать, что же нам хотел сказать автор?! (Слайд 5)

Калмыцкая сказка «Жить в согласии»

В одной семье было пятеро сыновей. Разница между ними была в год – два. В скором времени они выросли и стали взрослыми. Радовались, на них глядя, родители наказывали им жить в мире и дружбе. Но братья не были послушны, любили они между собой ссориться. Младший не слушался старшего. Самый шаловливый был средний брат. Он первый начинал ссоры.

Однажды отец принес из степи прутья. Мальчики увидели прутья, испугались сильно и подумали: «Ну, достанется нам!»

Позвал отец сыновей. Отдал самому шаловливому сыну – среднему.

Ломай, - приказал отец. Средний сын сломал прутик с легкостью.

Позвал отец младшего сына. Он тоже по приказу отца сломал очень легко прутик. Остальные три сына также сломали по прутику.

А отец взял между тем пять прутьев, связал их воедино. Отдал пучок среднему брату и приказал:

Долго старался мальчик сломать прутья, но напрасно.

Отец хитро засмеялся, глядя на старания среднего сына.

Ни один из сыновей не сломал связанные пять прутьев. Тогда отец произнес следующие слова:

Если вы будете жить в мире и согласии, будете как связанные прутья – никто вас не сломит, не победит. А если будете ссориться, то вас каждый сломит, как одинокий прут. А жить в мире и согласии всегда хорошо, не забывайте.

2.1. Обсуждение сказки.

Учитель: Почему ни один из сыновей не сломал связанных пять прутьев.

А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? (ответы детей)

Правильно. Только все вместе мы сильны, если вы будете жить в мире и согласии, будете как связанные прутья – никто вас не победит, а по отдельности вы будете слабы и уязвимы.

3. Определение темы и целей урока

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (о семье)

Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях, а конкретно, о православии, исламе и буддизме, т.к. эти религии по праву считаются основными в нашем государстве. Мы с вами должны уважать веру друг друга и жить дружно. Поэтому у вас на столах лежат связанные пять прутьев, которые символизируют дружную, крепкую семью. Все мы – РОССИЯНЕ, граждане одной огромной страны.

Запишите тему урока на своих рабочих листах.

Перед вами на столах таблица «Фиксация знаний».

Заполните первый и второй столбцы. «Я знаю», «Я хочу узнать». (Я узнал).

И так, что же вы записали в графу «знаю» по данной теме? А в графу «я хочу узнать»?

1.Какую роль семья играет в жизни человека.
2.Совпадают ли представления о семье и семейных ценностях в разных религиях?
3.Настоящая, идеальная семья, какая она?

4. Практическая работа

4.1. Синквейн «Семья» (Слайд 6)

Учитель: Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составьте в каждой группе синквейн на тему «Семья». Правила составления синквейна на слайде.

Для чего же человеку нужна семья??? (ответы детей)

4.2. Кластер «Задачи семьи» (Слайд 7)

Учитель: Молодцы, а теперь давайте определим какие важные задачи должна решать семья. У вас на столе конверт с ответами на этот вопрос. Найдите среди них верные и запишите в свои рабочие листы. Пожалуйста, ваши ответы. (ответы детей)

Учитель: Очень хорошо. Вот мы и определили задачи семьи. Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры. В священных книгах православия и буддизма семья является первым союзом, который благословил сам Творец. Семья – это любовь. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем

людям), уважение, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи.

(Слайд 8) Учитель: Давайте рассмотрим православные и буддийские семьи. Обратите внимание на сходство между семейными ценностями и религиозными традициями.

– Начнем с определения семьи. Религиозные традиции связывают это понятие с группой людей, объединенных родством, любовью, уважением и ответственностью.

– Особенностью семьи является радость от общения друг с другом и доброта.

– Схожи обязанности членов семьи.

– Семейные традиции основаны на заповедях Божьих.

– Ребята, так похожи в обеих религиозных традициях семейные ценности?

– Таким образом, можно сделать вывод, что семья является основой жизни и в разных национальностях.

4.3. Работа с первоисточниками. (Слайд 9)

Учитель: Для того, чтобы закрепить наши представления о семье и ее ценностях, у вас на столах тексты из Евангелия, Учения православной церкви и Дхармы, Учение Будды. Давайте внимательно прочитаем эти тексты и зафиксируем основные ценности семейной жизни в таблице. Вам необходимо проставить + в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте. (Слайд 10)

Христианство.

Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых сам Бог благословляет любящих друг друга. Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь,

почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность.

Буддизм.

Жизнь в буддистской семье полна любви и радости. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается доверием и взаимным уважением. Мужьям и женам следует любить и уважать друг друга и воспитывать своих детей в духе национальных, семейных традиций. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям. Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей.

Учитель: Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним.

Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?

Вывод: Семья – это свято для всех!

5. Проект «Моя семья»

Учитель: Сейчас давайте познакомимся с некоторыми обрядами и традициями в ваших семьях.

(дети представляют проекты)

(Слайд 11) Православные.

Венчание. - Мои мама и папа полюбили друг друга и решили всегда быть вместе. Для этого они решили вступить в брак и обвенчаться в церкви. В церкви им на голову возлагали венцы. Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы перетерпеть все ради сохранения семьи. До смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.

Крещение. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. Чтобы воспитывать ребенка в любви и согласии, чтобы у ребенка был ангел-хранитель, ребенка крестят в церкви. Православные люди стараются передать детям свои знания, свою веру. Поэтому мои родители воспитывают меня в любви и согласии. Когда мне было 6 месяцев, меня крестили в церкви. Батюшка читал молитвы, окунал меня в купель с водой, назначил мне крестных отца и мать, то есть духовных наставник

Буддийские. / Калмыцкие./

Уважение к старшим. (Слайд 12) У калмыков существует давным-давно установившийся обычай - с уважением относиться к пожилым людям, старшим, гостям. На этот счет есть поучительные калмыцкие поговорки: «Старшего брата уважай на аршин, а младшего - на вершок», «У человека есть старшие, а у шубы – воротник». Эти моральные правила исполнялись из поколения в поколение и выражались в следующем: - когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь; - раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не входил в кибитку и не садился; - когда разговаривали старшие, младшие не вступали в разговоры; - на свадьбах, праздниках, новосельях и в других торжественных случаях благопожелания первыми произносили более старшие по возрасту; - младшие должны были слушаться старших, не имели права вступать с ними в пререкания, повышать в их присутствии голос; - пожилым уступали дорогу.

Благопожелание по случаю новоселья. (Слайд 13) Калмыки часто перекочевывали с места на место в поисках хороших пастбищ. Поселившись на новом месте, они обязательно устраивали угощение для пожилых людей, чтобы получить от них благословение. Старики и старухи произносили благопожелания - йорялы:

Живите счастливо на новом месте!

Пусть дом ваш будет подобен дворцу с открытыми дверями,

Чтобы мимо вас не прошел и не проехал никто,

Чтобы всегда у вас были гости

И чтобы всегда было у вас изобилие!

И в наше время соблюдается этот обычай. Когда семья вселяется в новую квартиру, в новый дом устраивают угощения, приглашают всех близких и слушают благопожелания друзей.

Родильный обряд калмыков. (Слайд 14) Рождение детей – огромное событие в семье, а особенно если это мальчик. У калмыков существовал следующий обычай: при рождении мальчика одна из женщин выходила и громко объявляла имя отца. У отца и всех присутствующих мужчин снимали шапки. За шапки платили выкуп, который шел в пользу женщин, помогавших роженице. При рождении мальчика варили заднюю ногу барана, затем тщательно отделяли от мяса большую берцовую кость и прятали в сундук. Она принадлежала родившемуся мальчику. Наречение имени. Имя новорожденному давали в кругу семьи или же приглашали из хурула зурхачи (астролог), родители у кого часто умирали дети, нарекали их именами-оберегами (именами разных животных, именами других народов).

6. Работа в группе.

Составление схемы «Моя семья»(Слайд 16) Учитель: Спасибо, ребята. Вы представили очень интересные проекты, рассказали о традициях, обрядах, ценностях ваших семей.

Сейчас давайте представим, что каждая группа – это отдельная семья. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на столе.

Список №1.Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.

Список №2.Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.

Список №3.Жалеем, заботимся, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим, сочувствуем.

Список №4.Поддержка, злоба, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.

Список №5.«Согласную семью и горе не берет» «Семья в куче – не страшна и туча»

«На что клад, когда в семье лад».

7. Рефлексия (Слайд 17)

Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи - связанные пять прутьев. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, не развязывайте связку. Если урок вам не понравился – развяжите. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.

Учитель: Ребята, давайте возьмем наши связки прутиков - символы в руки. Чувствуете, какие они крепкие? Вот так и семья, должна быть крепкой, дружной. Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья, семейные ценности и национальные традиции. Нет национальных традиций, языка - нет национальности. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы.

Учитель: А теперь выберите для каждого записанного окошка цвет, по очереди закрасьте их цветным карандашом. Прикрепите свои домики на карту Российской Федерации.

Цвет окошек подсказывает, что в ваших семьях живет мир и согласие.

Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились крепкие, дружные в них живут любовь и понимание. Ведь крепкая семья – это сильная страна

8. Домашнее задание

Учитель: Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко, то позвонить и сказать, что вы их очень любите! Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи, придумать герб семьи.