Русский костюм XVIII века. Петровская реформа костюма. Модная революция: зачем Петру I понадобилось переодевать русских У новых костюмов появились карманы

Петр Первый

Культура петровской эпохи

Газета «Ведомости»

Постройки петровского барокко Петропавловский собор, арх. Д.Трезини

Постройки петровского барокко Летний дворец Петра Первого в Летнем саду, арх. Трезини

Постройки петровского барокко Здание двенадцати коллегий, арх. Трезини

Постройки петровского барокко Меншиковский дворец, арх. Фонтана, Шедель

Постройки петровского барокко Кунсткамера, арх. Маттарнови, Киавери

Проверочный тест. VI . Узнай здание. 1 1 2 3 4

Вопросы к документу: Сформулируйте содержание «Юности честного зерцала ». Изложенное в этом документе является законом или рекомендацией? Должны ли были девушки следовать этим рекомендациям? Где было необходимо придерживаться этих правил? Какие причины побудили к созданию этого документа (назовите не менее 2-х причин)?

Ассамблея

Ассамблея "Ассамблея - слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать - вольное в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава. А каким образом эти ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктом, покамест в обычай не войдет.

4 помещения А.С. Пушкин в повести "Арап Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы... дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, там опять прямо, опять направо и так далее".

Петровская ассамблея. Гравюра XVIII века

4 помещения Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить. . . Яства употреблять умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствий танцам не чинить.

Синквейн. 1 существительное 2 глагола 3 прилагательных/причастия IV. Предложение из 4-5 слов 1 синоним.

Синквейн. 1 существительное. 2 глагола. 3прилагательных/причастия. IV . Предложение из 4-5 слов. 1 синоним. Барокко Строить, создавать. Причудливый, странный, увлечённый. Петровское барокко называют ранним. Жемчужина неправильной формы.

Спасибо за внимание!

Список литературы и источников: Павленко «Птенцы гнезда петрова», 2008 г. Школьная энциклопедия «Россия в XIII веке»Москва, « Олма -Пресс», 2003 А.А. Данилов, Л.Г.Косулина «История России»,Москва, Просвещене, 2008 г. 4) http://www.vivl.ru/petr/youngp.jpg 5) http://www.minihotel.ru/imgupload/320px-Admiralty.jpg 6) http://fotoblogger.ru/wp-content/uploads2/2008/03/img_4632.JPG 7) http://s014.radikal.ru/i329/1109/3c/50e1439e904f.jpg

310 лет назад 15 января Пётр Первый издал указ: Бояре, дворяне и торговые люди должны были носить западноевропейские костюмы. Их жены и дочери также должны были носить юбки и платье по иноземным модам.

Первая четверть 18 века отличается подъемом русской культуры, науки, литературы и создания целой системы образовательных и научных учреждений. Для обучения специалистов создавались школы, и многие дворяне, а в отдельных случаях купцы и мастера направлялись за границу для получения образования.

Значительно изменился и быт господствующего класса. По возвращении из первого заграничного путешествия в августе 1698 года на первом же пиру Пётр I обрезал ножницами длинные бороды нескольким поздравлявшим его боярам. Духовенство считало брадобритие смертельным грехом, указывая, что на иконах святые пишутся с бородой и только иностранцы, которых считали еретиками, бреют бороду.

Несмотря на это, было приказано бриться. Русские люди должны были преобразовать свою внешность в соответствии с западной модой. Позднее разрешалось взамен бритья платить высокий налог. Богатейшие купцы должны были платить по 100 рублей в год, если желали сохранить бороду, дворяне – по 60 рублей, горожане – по 30 рублей. Особый «бородовый знак» выдавался тем, кто уплатил этот налог. Крестьянам разрешалось носить бороду, но при въезде в город и выезде из него у заставы взималось по I копейке с бороды. Только духовенство сохранило бороду и не должно было платить за нее.

1 января 1700 года последовал перевод на юлианский календарь. А 15 января было приказано сменить длинную и неудобную старинную одежду на короткие костюмы... Бояре, дворяне и торговые люди должны были носить западноевропейский костюм. Жены и дочери их также должны были вместо русских сарафанов и телогреек носить юбки и платье по иноземным модам.

В прежнее время женщины в боярских семьях жили замкнуто, проводя время в тереме. Петр приказал ввести балы и собрания, называвшиеся «ассамблеями», которые устраивались попеременно в домах вельмож; женщины обязаны были в них участвовать. Ассамблеи начинались около 5 часов вечера и продолжались до 10 вечера. В зале для танцев ставились также стол с трубками и табаком и несколько столов для игры в шахматы и шашки: стоял дым и стук, но игра в карты не допускалась.

Многие были недовольны нововведениями, но ослушаться не могли: в гневе Петр был страшен.

История европейского костюма в России

Конец XVII - начало XVIII вв..- переломный этап в истории России. Реформы, проводимые Петром I, широко затронули все стороны русской жизни. Происходила коренная ломка патриархального быта. Преобразования коснулись и костюма. Термин "костюм" очень ёмкий. Им обозначают целый комплекс предметов одежды, формирующих облик человека. Это собственно платье, которому принадлежит ведущая роль в этом сложном ансамбле, эволюция его форм и определяет в основном стилевой строй всего комплекса. На смену старомосковскому долгополому платью - фезерям, охабням и прочему - приходит костюм западного образца. Но процесс проникновения западных форм одежды начался в России задолго до петровских указов.

По сведениям, известного знатока русской старины И. Е. Забелина уже в первой половине XVII в. при русском дворе "были люди, которым нравились немецкие обычаи и которые носили даже немецкое и французское платье..." .

Однако костюмы западного образца в те времена были исключением. Алексей Михайлович, будучи ребёнком, носил немецкое епанчи и кафтаны, а, став царём, в 1675 г. издаёт указ, строго запрещающий всё иноземное.

Тем не менее, растущие связи с западноевропейскими странами, знакомство с их культурой и бытом приводило к тому, что в обиходе русского двора в конце XVII в. ещё до петровских указов появляется европейское платье. Его шили мастера из Немецкой слободы под Москвой, где селились иностранцы, а также портные государевой палаты в Кремле. Сохранились сведения об исполнении ими в 1790-х годах костюмов для Петра I.

Первый из петровских указов об изменении костюма был издан в январе 1700 г. Согласно ему предписывалось носить платье "на манер венгерского", свободный крой и длина которого были близки старым русским одеждам .

В 1701 г. Пётр I приказывает носить иностранные одежды уже не только придворной знати и чиновникам, но и большинству москвичей и жителей других городов.

Последующие указы, неоднократно повторяющиеся, обязывали дворян, бояр и "всех чинов служилых людей" носить немецкое платье по будням и французское - по праздникам .

После издания этих указов "... по градским воротам... для образца повешены были чучелы, сиречь образцы платью", о чём сообщает в записках 1700 г. один из современников .

За исполнением указов строго наблюдали, приверженцев старого костюма за неподчинение штрафовали. А спустя несколько лет за ношение русского платья и бороды - нарушителям грозила ссылка на каторгу с конфискацией имущества .

Несмотря на угрозу "жестокого наказания", новые порядки с трудом приживались: бояре, дворяне, мелкий чиновный люд неохотно меняли привычки. А потому - продолжали шить и носить удобное русское платье. Накануне 1705 г., 22 декабря, Пётр I решил запретить не только ношение, но и пошив, и продажу платья русского покроя.

Проводя реформу костюма, Пётр I не случайно обратился к французскому образцу. Ещё в Средние века модные парижские манекены возили по всем странам Западной Европы.

Введённый реформами Петра I мужской костюм сложился при дворе Людовика XIV и состоял из кафтана (жюстокора), камзола (весты) и штанов (кюлотов). Кафтан был длинный, до колен, узкий в талии, плотно облегавший фигуру в верхней части, с группами глубоких складок на полах (до шести на каждом боку), с разрезами по центру спинки и на боковых швах, что придавало ширину подолу и делало эту одежду удобной в движении, особенно при верховой езде. Широкие обшлага - отвороты на рукавах и фигурные клапаны прорезных карманов украшались декоративными петлями и пуговицами. Несмотря на то, что, на полах было большое количество пуговиц, кафтан носили, как правило, нараспашку, оставляя видным камзол, либо застегнутым на несколько центральных пуговиц. Камзол шили короче кафтана, без складок на подоле (но разрезы сохранялись), всегда без воротника, с длинным узким рукавом без обшлага. Наколённые штаны носили короткие, за колено, их шили с откидным клапаном спереди, на широком поясе, густо собранными по спинке. Дополняли этот костюм кружевное жабо и манжеты, кожаные башмаки с тупым носком, на каблуке, украшенные бантами или пряжками, и шёлковые чулки. Повседневное платье шилось из сукна или льняной ткани и украшалось тканью контрастного цвета, либо только пуговицами, число которых иногда превышало сто. Такой костюм мог носить любой горожанин. На платье аристократии шли более дорогие ткани: шёлк, бархат, парча или очень тонкое сукно. Шили такие костюмы, как правило, из привозных тканей - итальянского, французского, английского производства, так как шёлкоткацкая промышленность в России ещё только зарождалась, не было налажено в достаточной степени и производство тонких сукон . В качестве декора применялось металлическое кружево, различные виды вышивки, особенно часто золотой и серебряной нитью, и большое количество галуна. Кафтан, камзол и штаны могли быть исполнены из одной ткани, но использовались и различные по фактуре и цвету сочетания. Сохраняя единство кроя, платье варьировалось в зависимости от его назначения и социальной принадлежности владельца. Верхней одеждой служил суконный плащ. Волосы расчесывали на прямой пробор и спускали на уши. Некоторые носили модный в то время в Европе парик. Наиболее распространённой формой шляпы была треуголка.

Реформа затронула и женский костюм. Уже в указе 1700 г. повелевалось: "... жёнам и дочерям носить платье Венгерское и Немецкое января с 1 числа 1701 года" .

Для женщин переход к новому костюму был ещё сложнее. Привыкшие к своим светёлкам, одетые в тяжёлые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они согласно новой моде вдруг должны были одеваться в широко и глубоко декольтированные французские платья - робы с сильно затянутым в талии корсажем, рукавом до локтя и широкой юбкой. Эти платья, как и мужские костюмы, украшала искусная вышивка и кружева. Они также должны были завивать волосы в локоны.

По старой привычке женщины, особенно немолодые, старались прикрыть глубокое декольте, натянуть плотнее на волосы кружевной чепчик и различные наколки.

Европейскую моду перехватила в первую очередь новое служилое дворянство и большая часть молодёжи, поскольку традиционно на Руси юноши носили короткое военное и охотничье платье. Не вступившим в брак также полагалась короткая одежда.

Иное дело - люди зрелые: их новый наряд превращал в "Недорослей", лишал чинности, приличной возрасту и положению. Неудивительно, что в этой среде европейский костюм внедрялся медленно и долго.

Введённые Петром I новые костюмы к концу его царствования уже прочно вошли в быт не только дворянства, чиновников, военных, которые уже одевались по модам, менявшимся время от времени; но и передовой части купечества и промышленников, хотя в начале указы об изменении одежды и вызывали большие недовольства.

Задание 1. Запишите в таблицу, какие изменения произошли в питании высших слоев общества в России.

310 лет назад Пётр Первый издал указ: Носить западноевропейские костюмы

Задание 2. Заполните таблицу «Изменения в одежде в XVIII в.».

При выполнении задания используйте материалы § 18-19.

Задание 3.

Во времена Петра1 появились первые модники.
По указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила) .

Кафтан носили незастегнутым - нараспашку.

В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например кюлоты - короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки.

Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги - ботфорты - с широкими раструбами в верхней части голенищ.

В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов одежды хранится пара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших Петру.

Существует мнение, что царь, владевший многими ремеслами в совершенстве, сшил их собственноручно.

На известном портрете Боровиковского князь Куракин изображен на фоне пышной дворцовой обстановки в ослепительно ярком парадном костюме, обильно украшенном драгоценностями, за что его называли бриллиантовым князем.

Облегающий фрак с высоко скошенными полами и кюлоты из золотисто-желтой парчи, красная и синяя орденские ленты, богатая вышивка камзола, обшлагов, дорогое кружево манжет делают костюм необычайно красочным и нарядным.

Тогда же вошел в моду и парик.

При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.

Женских костюмов Петровской эпохи не сохранилось. В период царствования Елизаветы, дочери Петра, их характеризует особая пышность и богатство. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе (корсет и фижмы) .

В 1720 г. появляется платье со складкой Ватто.

Основным силуэтом женского костюма был приталенный силуэт, сильно расширяющийся к бедрам и низу. Его создавали плотно облегающий по линии плеч, груди и талии лиф с глубоким декольте и широкая каркасная юбка панье, позднее фижмы.

Петровская реформа костюма
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-33554/
http://www.5ballov.ru/referats/preview/99254
http://www.fashion.citylady.ru/parik.htm

вропейскую одежду в России стали носить благодаря реформам Петра I.

До этого традиционные формы одежды были просты по покрою и не менялись в течение длительного времени. Всю одежду, как правило, шили дома: Домострой предписывал каждой женщине экономно вести хозяйство и уметь кроить, шить, вышивать одежду для всей семьи. Одежду передавали по наследству в ней ценили качество и стоимость ткани.

До XVII в. в России практически не было собственного ткацкого производства одежду шили либо из домотканых тканей (холста, сукна) , либо из привозных бархата, парчи, объяри, тафты из Византии, Италии, Турции, Ирана, Китая, сукна из Англии.

Привозные сукно и парчу использовали в праздничном костюме даже зажиточные крестьяне.

Облачение для московского царя и его семьи шили в Мастерской Царицыной палаты. Там работали и женщины, и мужчины-портные -наплечные мастера (так как они одевали царское плечо) .

Исключительно мужскими работами было изготовление обуви, изделий из меха, головных уборов. Все наряды украшали вышивкой в Царицыной Светлице, в которой работали женщины царской семьи во главе с царицей, знатные боярыни и простые мастерицы.

Первые поклонники западной моды появились в первой половине XVII в.

Презентация по истории на тему: моды при Петре I

они носили немецкое и французское платье. Например, боярин Никита Романов одевался у себя в деревне и на охоте во французское и польское платье. Но иноземную одежду было запрещено носить при дворе.

Алексей Михайлович в 1675 г. издал указ, запрещавший носить все иноземное. Во время правления царевны Софьи европейская одежда становится все более популярной.

Русский костюм XVIII века. Петровские реформы

Быт и обычаи — Данилов, Косулина 7 класс (ГДЗ, ответы)

1. Запишите в таблицу, какие изменения произошли в питании высших слоев общества в России

Заполните таблицу «Изменения в одежде в XVIII в.». При выполнении задания используйте материалы § 18—19

Запишите в таблицу какие изменения в досуге разных слоев общества произошли в XVIII в.

5 сентября 1698 года, великим и могущественным царем всей Руси Петром I, был издан указ: рубить бороды. Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников, но не обошел стороной он и остальных горожан мужского пола. Не распространялось повеление царя лишь на священнослужителей и частично мужиков, так как они могли носить бороды, но только находясь в деревнях. Знать петровской Руси пришла в ужас от нововведения. Так почему же Петр I велел брить бороды боярам?

В наши дни рассуждать о таком вопросе как бритье бороды кажется смешным.

Однако если посмотреть на жизненные устои средневековой Руси, становится понятным, что вопрос ношения бороды был крайне важным.

Тайна Сухаревой башни

Этому способствовал особый уклад жизни, в котором борода считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости.

Некоторые бояре, имевшие огромные дома и большое количество крепостных мужиков завидовали тем, у кого богатство было поменьше, но они имели длинные и пышные бороды.

Картина «Бояре»

Русь XYII столетия оставалась «бородатой» в то время как ее царь Петр I никогда не носил бороды и считал стародавний русский обычай смешным. Он, частый гость различных западноевропейских стран, был хорошо знаком с абсолютно другой культурой и модой.

На Западе бород не носили и над русскими бородачами насмехались. Петр оказался солидарным с этим мнением. Поворотным моментом стало полуторагодовалое путешествие русского царя инкогнито с Великим посольством по Европе. После возвращения с Великого посольства Петр больше не мог смиряться с «устаревшим» образом жизни Руси и решил бороться не только с внутренним, но с внешним его проявлением.

Приобщение дворянства к светской европейской культуре началось с бритья бород, которым собственноручно занялся Петр I.

Царь Петр рубит бороды своим боярам.

Лубочная картина.

Летописцы сентябрьских событий 1698 года по-разному описывают встречу Петра I с дворянами, однако, окончание всех рассказов одинаковое.

Пришли дворяне к царю с пышными длинными бородами и гордо поднятыми головами, а ушли безбородыми и растерянными. Некоторые представители знати пытались сопротивляться европеизации, но боясь попасть в немилость царя, в конце концов, подчинились его воле. Многие из обритых бояр, прятали свои обрезанные бороды и усы в карман и хранили их.

После, завещали своим родным положить их красу и гордость вместе с ними в гроб. Впрочем, самым упрямым «бородачам» было разрешено оставить бороду – при условии уплаты ежегодного налога.

Такой медный «Бородовой знак» выдавался после уплаты налога и давал право носить бороду в течении года.

Кроме отрицательного отншения к ношению бороды, Петр Великий привез из Европы и другие ценные познания, внедряя их у себя в царской России, Петр смог прорубить «окно в Европу».

Алексей Каретников. «Из жизни Петра Великого»

Но хуже для меня наш Север во стократ
С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад,
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
Рассудку вопреки, наперекор стихиям.

Грибоедов. Горе от ума. 3, 22. Чацкий.

Побывав с Великим посольством 1697-1698 годов в Западной Европе, царь Петр вернулся в Россию преисполненным грандиозных идей по переустройству русского быта. Народная мудрость «встречают по одежке» вышла народу боком, поскольку самодержец решил эту самую одежку своих подданных изменить.

Сделано это было для того, чтобы русских на Западе принимали за своих и общались с ними на равных. Поскольку отличительной чертой русского человека была косматая борода, монарх первым делом распорядился своих подданных побрить. Текст соответствующего указа от 1698 года до наших дней не сохранился, но именно он положил начало изменению облика русского дворянства.

В России первое место в украшении наряда занимал жемчуг в допетровские времена

Князья носили длинные богатые кафтаны, застегивавшиеся спереди шарообразными пуговицами. Их плащи делались в большинстве случаев из ярко-красного шелка.

В январе 1700 года вышел указ «О ношении платья на манер венгерского», предписывавший «боярам, и окольничим, и думным, и ближним людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дьякам, и жильцам, и всех чинов служилым, и приказным, и торговым людям, и людям боярским, на Москве и в городах, носить платья, венгерские кафтаны, верхние длиною по подвязку*, а исподние короче верхних, тем же подобным».

Венгерский костюм был взят за образец поскольку был ближе к русскому, что должно было облегчить переход от длиннополых кафтанов к кафтанам французского покроя. Впрочем, уже через год было велено переходить к платью немецкого образца. Второй указ предполагал жесткие меры против тех, кто артачился и не хотел менять привычной одежды.

*по подвязку - т. е. примерно на ладонь ниже колена.

Русские женские костюмы

ДУШЕГРЕЯ. Верхняя одежда русских женщин всех слоев населения в XV–XVII веках. Душегрею надевали поверх сарафана; в богатых домах шили из дорогих узорчатых тканей. Длина ее – чуть ниже талии. Покрой душегреи – свободный, широкий, на спине красивые складки подчеркивают трапециевидный силуэт одежды. Душегрея застегивалась спереди и имела широкие бретели.

При въезде в города были поставлены специальные люди, которые следили, в какой одежде приходит человек. За неподобающий вид брали пошлину: с пеших 13 алтын и 2 деньги, а с конных 2 рубля. Тем же, кто не платил, полы длинного кафтана могли отрезать на месте, - говорит зав. отделом ткани и костюма Государственного исторического музея Нина Суэтова.

В последующие несколько лет вышло еще несколько схожих указов. В них платья западноевропейского образца предписывались только дворянам. Но за ношение бороды по-прежнему надо было платить налог от 30 до 100 рублей в год - очень большие деньги! Специальный бородовой знак автоматически позволял носить традиционную русскую одежду.

Г. Преннер. Портрет гр. Я. Е. Сиверса. Середина XVIII века.

Нововведение шло трудно даже в Москве, не говоря уже о других городах. Дело было не только в непривычности иностранной одежды, но и в ее неприспособленности к российским реалиям. Так, в 1706 году вышел указ «О позволении сибирским жителям носить такое платье, какое кто пожелает».

Старорусский костюм был долгополым и многослойным, что позволяло сохранять тепло. Его покрой не менялся несколько веков, а одежда могла переходить по наследству. Западноевропейский костюм сложился к последней четверти XVII века и состоял из трех основных предметов: кафтана, камзола и штанов по колено. Наряд дополняли рубашка, чулки и ботинки с пряжкой. С небольшими изменениями такой костюм сохранялся вплоть до конца XVIII века.

Портрет А. Я. Нарышкиной с детьми. Первая четверть XVIII века.

В камзоле человек мог принимать гостей в доме, а на улицу выходил в кафтане, хотя в плане кроя они мало чем отличались. На зиму кафтан подбивали мехом, но шубы тоже оставались в ходу. Западный кафтан был удобнее, особенно для служилых людей, поскольку они больше не путались в длинных полах, - отмечает Нина Суэтова.

На смену боярским столбунцам пришли фетровые шляпы, а на зиму волей неволей пришлось оставить меховые шапки. При Петре появились парики, хотя сам император носил их редко. Его кафтаны отличались отложными воротниками, тогда как в классическом варианте западноевропейского костюма они отсутствовали, поскольку перекрывались лопастями парика.

Одежда царская и боярская XVII столетия.

Обуви начала XVIII века в собрании Исторического музея практически не представлена. Известно, что Петр повелел обрабатывать кожи не дегтем, а ворванью. На Руси, чтобы удобнее было ходить, подошву подбивали гвоздями и скобами. В 1715 году (1 сентября по старому стилю) был издан указ, запрещающий использовать для изготовления обуви подобные материалы, а купцы, продолжавшие торговать ими, могли лишиться своего имущества и даже отправлены на каторгу.

Неизвестный художник. Портрет цесаревны Натальи Петровны. Первая четверть XVIII века.

Женский костюм также претерпел изменения. В допетровское время платье было цельнокройным, с поясом и почти полностью скрывало фигуру. Теперь же придворным дамам было велено носить корсажи с декольте и широкие юбки. Это негативным образом сказалось на женском здоровье. Уже позже, когда девочек с семилетнего возраста начинали шнуровать в корсет, это оборачивалось деформацией фигуры к зрелому возрасту, что влекло болезни и трудности при вынашивании детей. Наряд дополняли нижние юбки, бостроги и немецкие башмаки.

Самый больной удар пришелся на головные уборы. На Руси замужняя женщина не должна была на людях показывать волосы - это считалось позором, поэтому голову обязательно покрывали. Петр же ввел прически, что для уже замужних женщин стало шоком.

Молодежи было проще. Дворянские дети ездили за границу, и там перенимали западноевропейскую моду. Незамужние девушки голову не покрывали, поэтому после свадьбы попросту продолжали одеваться, как в девичестве. Старшему же поколению это давалось очень тяжело. Старые устои ломались довольно болезненно, - продолжает Нина Суэтова.

Петр первый в иностранном платье

Несмотря на то, что новомодная одежда предписывалась только высшим сословиям, претерпели от реформы и обычные горожане. Портные не могли сразу перенять все секреты кроя. Указы же запрещали изготавливать русские платья, головные уборы, сапоги и ботинки. За неповиновение также могли последовать конфискация и каторга.

На площадях и у городских ворот для примера выставляли «чучелы, сиречь образцы платью». Позже из-за границы начали выписывать специальные куклы, наряженные по последней моде, чтобы царские подданые могли, как сейчас выражаются, быть в тренде. Это, кстати, было обычной в Европе практикой.

Портрет Екатерины I. Ж.-М. Натье (1717 г.)


С 1707 года специальные люди осматривали предметы гардероба, предназначенные для продажи и ставили специальное клеймо соответствия. Если же покрой не отвечал немецким стандартам, изделие отдавали мастеровому на переделку, что в добавок сопровождалось штрафами и наказаниями.

Бородатые крестьяне при въезде в город должны были платить две деньги, т.е. копейку. Духовенству бороды носить не возбранялось. Суровые наказания за следование старинному укладу были свойственны только петровскому времени. С середины XVIII века на нарушение этих указов первого Императора Всероссийского смотрели сквозь пальцы. Но запущенный им процесс был уже необратим.


Купцы и мещане перешли на западноевропейский костюм ближе к концу XVIII века. Привыкшие строго чтить обычаи купцы-старообрядцы, особенно на Волге, в Нижнем Новгороде, продержались до середины XIX столетия. И только крестьяне до самой революции носили все те же русские рубахи да штаны.

Россия. Князь и женщины

Живший в XIX веке историк Сергей Соловьев полагал, что изменение костюма повлияло и на национальный характер: «Длинная и широкая одежда есть выражение жизни спокойной, по преимуществу домашней, отдохновения, сна, короткая и узкая одежда есть выражение бодрствования, выражение сильной деятельности». С этим утверждением можно и поспорить, ведь коренные преобразования петровской эпохи затронули все без исключения стороны русской жизни. Но мысль любопытная.

Русский царь и бояре

Русская боярыня и бояре


Изменения в женской моде при Петре I () Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для европеизации русского дворянского костюма. Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для европеизации русского дворянского костюма.


По указу Петра I в 1700 г. дворянкам и горожанкам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены для женщин широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила).


Преобразования Петра I совпали с господством французской моды в Европе. Однако для Петровской эпохи более характерным было влияние голландского и немецкого костюмов. Оно прежде всего сказывалось в большей простоте тканей и отделки, ориентации на вкусы бюргерства. Преобразования Петра I совпали с господством французской моды в Европе. Однако для Петровской эпохи более характерным было влияние голландского и немецкого костюмов. Оно прежде всего сказывалось в большей простоте тканей и отделки, ориентации на вкусы бюргерства.


Женский костюм при Елизавете Петровне () В период царствования Елизаветы, дочери Петра, платья дворянок характеризует особая пышность и богатство. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе (корсет и фижмы). На плечи надевалась кружевная мантия из серебряных нитей. После смерти Елизаветы в ее гардеробе осталось до 15 тысяч таких же роскошных платьев. В период царствования Елизаветы, дочери Петра, платья дворянок характеризует особая пышность и богатство. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе (корсет и фижмы). На плечи надевалась кружевная мантия из серебряных нитей. После смерти Елизаветы в ее гардеробе осталось до 15 тысяч таких же роскошных платьев.


Мода при Екатерине II () Новым этапом в развитии эстетических вкусов и идеалов русского общества является период царствования Екатерины II, связанный с усилением влияния французской моды на дворянский костюм, с утверждением роскоши и пышности его форм. Целый ряд государственных указов, регламентирующих формы костюма, говорит о том большом значении, которое придавалось костюму как выразителю сословных, социальных и моральных идей класса в этот период. Эстетический идеал и костюм второй половины века отражены в портретной живописи замечательных русских художников Левицкого, Боровиковского, Рокотова, Аргунова.






А. Вишняков Портрет Сарры Элеоноры Фермор Основным силуэтом женского костюма второй половины XVIII в., за исключением последнего его десятилетия, был приталенный силуэт, сильно расширяющийся к бедрам и низу. Его создавали плотно облегающий по линии плеч, груди и талии лиф с глубоким декольте и широкая каркасная юбка панье, позднее фижмы.




В. Боровиковский Портрет М.И. Лопухиной В 90-е гг. под влиянием моды эпохи Великой французской революции в России начинают носить тонкие платья- рубашки с высокой талией, прическу с локонами или греческим узлом, мягкие туфли без каблуков, с завязками вокруг икр.


Заключение Женская дворянская мода России испытала в XVIII веке серьезные изменения, связанные с ориентацией политики государства на союз с европейскими державами. Огромное влияние на нее оказывала мода Голландии и Франции. Изменения в женском костюме закреплялись указами и сразу же находили свое отражение в живописи.